ИменаИнтересные фактыИсторические персоныИстория Армении

ТРДАТ III (Tiridates III of Armenia) — царь Армении.

Армянский царь из династии Аршакидов, провозгласивший христианскую религию государственной в 301 году, вследствие чего Армения стала первым в мире христианским государством.

В 252 году по приказу Ардашира I почти вся царская семья Армении была убита. Будучи младенцем Трдат покинул Армению и был направлен в Рим, где получил прекрасное военное образование.

В 287 году, Диоклетиан утвердил Трдата как царя Армении.

По возвращению на родину, с помощью римской армии Трдат выгоняет персов из страны. Но к 296 году шаханшах Нарсес вторгается на территорию Армении, а после и в восточные границы Римской империи, вынуждая Трдата отступить.

Конец войне с персами был положен в 298 году путем подписания договора о мире в Нисибисе. Благодаря Нисибисскому миру, Армения была признана Сасанидами и Римом суверенным государством, с присвоением четкой границы между Арменией и Персией.

Вернувшись на родину, чтобы занять отцовский престол, Трдат узнает что Григорий, один из сторонников царя, сын Хосрова II, убившего отца самого Трдата. По это причине Григория отправляют в Арташатскую темницу для смертников. После царь издаёт указы: в которых повелевает арестовывать и предавать смертной казни всех укрывающихся христиан.

После отказа в замужестве одной из дев Рипсими, Трдат III приказывает предать всех дев мучительной смерти, что вызывает у него сильное потрясение, приведшее к нервному заболеванию, называемого тогда «свиной» болезнью.

Следуя рекомендациям сестры, Григорий исцелил царя. Поверив в чудо, Трдат III делает христианство государственной религией. Приняв Христианство, царь Трдат вместе со своими князьями пытаясь уничтожить древние верования, приложил все необходимые усилия для распространения религии в стране.

Царь Трдат в 330 году был отравлен по приказу нахараров.


Христианство ошибка самая печальная в истории Армении!она привела ко многим бедам и почти к полному исчезновению народа и государства!при язычестве территория Армении была более 300т.кв.км!население в 3веке было более 1,5млн человек!(например население британии-1млн.человек!)
Тирацуян Ованес
Комментарий

Трдат Третий


Трдат III был одним из самых выдающихся царей династии Армянских Аршакидов. С перерывами он правил: в 274 – 276 гг (I восшествие на престол) и в 287 – 330гг (II восшествие на престол) нэ. В период его правления укрепилось экономическое, политическое и военное положение Армении. Однако, в период его правления, произошли крупные и судьбоносные изменения во внутренней жизни страны – принятие Арменией христианства в качестве государственной религии.
Трдат III (Траз) – 287– 330 гг нэ — царь Армении:
• 274- 276 гг нэ — I восшествие на престол
• 287 – 330 гг — II восшествие на престол. (второе вошествие на престол, как ставленника Римской империи). Ему удалось изгнать иноземных захватчиков и восстановить независимость Армении. В 90-ых годах III в нэ снова разгорается борьба за Армянский престол между ставленниками Римской империи и Сасанидской Персии. Это привело к тому, что в том же 298 г., в городе Нисибин, между Римом и персией был заключен мирный договор, относительно Армении. Согласно этому договору, Сасанидская Персия обязывалась в течение 40 лет не нарушать границы Великой Армении и оба государства признавали независимость Армении. В 301 г. Армения, первая в мире, приняла христианство, в качестве государственной религии. Одновременно он проводил политику по централизации армянских земель и боролся с непокорными владетельными князями (арм. — нахарарами).
296 г нэ — в 296 г. персидский царь Нарсес начал войну с Римской империей и Арменией, однако после некоторых успехов потерпел тяжёлое поражение и ушел из Армении.
298 г нэ — первое разделение Армении между Римской империей и Сасанидской Персией, согласно Нисисбинскому мирному договору между этими странами. В городе Нисибине в Месопотамии был заключён мир на 40 лет: персы уступили римлянам Месопотамию и пять небольших областей в бассейне Верхнего Тигра (некоторые из них когда-то входили в состав Армении) и признали римский протекторат над Арменией и Иберией. Фактически Армении удалось отстоять своё самостоятельное существование. Рим и Персия признали независимость Армении, уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Однако, в том же году, Трдату III удалось снова восстановить целостность Армении.
конец III – начало IV вв нэ – Артавазд Мамиконян — спарапет армянских войск во времена Трдата III.
В период правления Трдата III Армения приняла христианство в качестве государственной религии, однако этому процессу предшествовали многие социальные изменения, происходившие внутри некоторых слоев армянского общества. Перечислим некоторые из них:
1. Григорий Просветитель. Проповедь и дальнейшее распространение христианства в Армении переходит на новый, более высокий уровень в период деятельности Григория Партева (“партев” — в переводе с армянского означает “парфянин”). По происхождению, Григорий был из младшей ветви царской династии Персидских (Парфянских) Аршакидов. Его отец – Анак служил при царском дворе. Однако, в 224 г нэ, он, вместе со своей семьей (также со своим маленьким сыном — Григорием), вынужден был бежать в Армению. [Этому предшествовали очень бурные события, происходившие в Персии, в начале 20-ых годов III в нэ. В то время в Персии царствовал Вагарш V (208 – 223 гг нэ) Аршакид. В период его правления усилился разброд в стране и недовольство князей центральной властью. Своей активностью, направленной против царской власти, особенно выделялись князья южных регионов страны. Воспользовавшись этим, брат Вагарша V – Артаван, об’явил себя царем Персии и подчинил себе южные регионы Персидского государства. Он присвоил себе династическое имя Артаван V. В Персии началась гражданская война, которая длилась 10 лет. Законному царю — Вагаршу V не удалось подчинить себе мятежников. Более того, в 223 г нэ, Артаван сверг своего брата и стал царем всей Персидской державы. Однако, в том же 223 г., один из главнокомандующих войсками Вагарша V – Арташир (его дед – Сасан в молодости был крупным военачальником, а потом стал главным жрецом Ахурамазды – верховного кумира персидского языческого пантеона. Сын Сасана и отец Арташира – Папак был верховным жрецом Персии) Папакан из рода Сасанидов сверг Артавана V и об’явил себя царем Персии. Так пала одна из могущественных царских династий, правивших в Передней Азии – династия Парфянских (а впоследствие — Персидских) Аршакидов, просуществовавшая в общей сложности 473 года (династия Парфянских Аршакидов была основана царем Парфии Аршаком I Великим в 250 г. до нэ). Однако, Арташир тайно питал особую ненависть к царям из рода Аршакидов, т.к. отец Вагарша V — Вагарш IV (191 – 207 гг нэ) преследовал Папака и всячески ущемлял права персидских жрецов (Как было сказано выше, и дед, и отец Арташира были жрецами. Т.е. Арташир воспитывался в жреческой семье. Кроме того, он был религиозным человеком и ему не нравились преследования жрецов со стороны царской власти). Таким образом, Арташир стал основателем новой царской династии в Персии – династии Сасанидов. Став главою государства, Арташир начал преследовать представителей рода Аршакидов, лишать их занимаемых должностей, насильно отбирать принадлежавшие им земли, изгонять их из дворца, столицы и страны. Тех, кто сопротивлялся этому, Сасаниды предавали смертной казни]. В период персидского политического кризиса, в Армении правил царь из династии Армянских Аршакидов, Хосров II Великий. Именно к нему и приходит отец Григория – Анак. Хосров II принимает Анака на службу к себе. Однако, впоследствие выясняется, что Анак бык подослан персидским царем Шапухом I (243- 248 гг нэ), чтобы убить армянского царя [Придя к власти, Сасаниды стремились установить свою гегемонию во многих странах Передней Азии, в том числе и, в Армении. Став царем Персии, после своего отца Арташира I, Шапух I начал вести агрессивную политику против Армении. Но армянские войска, под руководством Хосрова I ВеликогоI, всякий раз давали решительный отпор персидским захватчикам и изгоняли их с родной земли. Не достигнув ожидаемых результатов на поле брани, персидский царь решил пойти на низость и убрать выдающегося армянского царя другими способами. Именно поэтому, Шапух I посылает в Армению Анака, чтобы тот убил Хосрова. Анаку удается осуществить свое подлое намерение во время одного из дворцовых празднеств (некоторые исследователи считают, что убийство Хосрова произошло во время царской охоты, на которой присутствовал и Анак)]. После убийства Хосрова II, армяне убили Анака и истребили весь его род. Чудом спасся только малолетний сын Анака – Григорий. Его спасли князья из рода Слкуни, которые потомственно занимали пост спарапета — главнокомандующего армянскими войсками. Они укрыли Григория в своем поместье, в области Тарон и воспитали его, в соответствии с принципами, принятыми в среде армянской знати и при дворе. Когда Григорий подрос, то он был принят на службу при царском дворце. Но он был уже (тайно, как и все другие) христианином. Где и когда Григорий узнал о новом вероучении, какую (-ие) общину (-ы) он посещал, когда и где крестился, не известно. Так или иначе, но со временем, Григорий становится одним из видных деятелей христианства в Армении, однако об этом не знали еще ни царь, ни царедворцы. В конце III в нэ царем Армении был Трдат III (298 -330 гг). То, что Григорий – христианин, стало известным во время одного из летних религиозных празднеств, посвященных Анаит, которые проходили в селении Тил и в которых участвовал царь, вместе со своей семьей и своими приближенными. Во время этого праздника, Григорий отказался принести жертву и совершить другие обряды поклонения кумиру. Когда царь узнает о принадлежности Григория ко христианскому течению, то приказывает заточить Григория в Хор – Вирап, замок, расположенный недалеко от Арташата и служивший в то время местом заточения знатных людей и политических врагов правящей династии (как Бастилия во Франции или Петропавловская крепость в Российском Санкт — Петербурге). Заключенные, в Хор – Вирапе, находились в ужасных условиях, очень многие умирали, но, к счастью, Григорию удалось выжить. Позже мы увидим, что с ним случилось потом.

2. Девы – мученицы. Как уже говорилось выше, новая армянская столица – Вагаршапат, вскоре превратилась в большой полис, где, наряду с дворцами царя и аристократов, находились и об’екты, обслуживавшие население города. Таковыми были и давильни винограда (а при них и здания, где работали виноделы), которые располагались в пригородах новой столицы. Обычно на таких об’ектах трудился подневольный люд и беднейшие слои населения. Поэтому аристократам было зазорно посещать такие места и обслуживающий персонал контролировался, в основном, со стороны своих непосредственных начальников. А тем нужно было, чтобы работа выполнялась четко, в установленные сроки, что и делалось работниками. Все остальное, в том числе и то, чем занимались работники в свободное от работы время, начальников не интересовало. Этим обстоятельством воспользовались первые армянские христиане. Они стали собираться в пригородах Вагаршапата. Среди прочих христиан была и группа женщин, которой руководила девушка по имени Гаяне. В этой группе особенно были активны Рипсиме и Шогакат. Христиане (в том числе и девушки) активно проповедовали, привлекали на свою сторону многих людей. Таким образом, увеличивалось число христиан в стране. Однако, общая ситуация в Армении, складывалась не в пользу христиан. Царь развернул активную кампанию по преследованию сторонников нового вероучения. Тех, кто попадались, заставляли признавать старых кумиров. Если они не отрекались от христианства, то их бросали в тюрьмы, посылали на принудительные работы. Но самых активных и принципиальных приговаривали к смертной казни. Казнили и группу девушек – христианок. А произошло это так. Однажды царь Трдат возвращался с очередной прогулки и, на одной из улиц Вагаршапата, увидел Рипсиме. Плененный красотой девушки, царь приказал найти ее и доставить во дворец. Когда Рипсиме привели, Трдат предложил девушке стать его наложницей. Она отказалась, что нимало удивило царя [в Древней Армении, как и в других античных государствах, был широко распространен культ поклонения царям. Древние люди считали, что цари произошли от кумиров, являлись их прямыми наследниками и обожествлялись (как умершие, так и царствовавшие в данный момент правители). Неповиновение царям считалось святотатством и могло “сурово караться кумиром /-ами/”. Кроме того, быть царской наложницей, считалось огромной честью для девушки, особенно незнатной. Поэтому, когда девушка не хотела удостаиваться такой “чести”, то она должна была иметь или очень веские основания, или же такое поведение вызывало недоумение. В данном случае, отказ Рипсиме имел библейское основание (в Библии сказано, что: “необходимо избегать блуда” – Эфесянам 5:3)]. Вскоре Трдат узнает, что Рипсиме – христианка. Ее арестовывают и хотят заставить признать старых кумиров. Однако девушка не подчиняется. Поэтому, по приказу царя, ее пытают, а потом казнят. Кроме того, узнают о местонахождении других девушек – христианок этой же общины. После ареста, все они подвергаются той же участи, что и Рипсиме. Но такие крутые меры не могли остановить распространение христианского учения в Армении.
3. Освобождение Григория. Как уже было сказано выше, Григорию удалось выжить, будучи в заточении в Хор Вирапе. Но в начале весны 301 г. нэ он был освобожден из заточения. Вот здесь легенды и реальность тесно переплетаются друг с другом. Согласно распространенной легенде, в начале 301 г. царь Трдат и его домашние тяжело заболели. Несмотря на все усилия врачей, никто не мог их вылечить. Однажды ночью царице пришло видение: седобородый старец говорил ей, что излечиться они смогут только тогда, когда из тюрьмы будет освобожден Григорий, а царь примет новую религию. Болели ли на самом деле царь и его семья или нет, неизвестно. Но фактом является то, что Григорий был освобожден из заточения и вновь стал приближенным царя.
4. Принятие христианства, в качестве государственной религии. В конце мая – начале июня 301г. нэ, царь Армении Трдат III, его семья, царедворцы и царская армия крестились в водах реки Арацани (армянское название реки Восточный Евфрат), в области Тарон, неподалеку от местечка Мцурн. Крестил их руководитель армянских христиан – Григорий Партев, который принял титул католикоса. Приняв водное крещение, они символизировали таким образом посвящение Богу и принятие христианства, в качестве государственной религии. После этого христианство начало свое продвижение по стране. Так начался новый этап в истории Древней Армении.

http://all-generals.ru/index.php?id=1201

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button