Исторические персоныПо страницам истории

Григорий Армянский в храме Василия Блаженного.

14 октября 2011 года, в день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Москве произошло знаменательное событие: после реставрации для посетителей открыли доступ в церковь Григория Армянского в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Среди счастливцев, переступивших ее порог, оказались и мы.

Храм Покрова Богородицы на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, возник в XVI веке. Оборонительный ров, глубокий и широкий, тянулся вдоль кремлевской стены к Москве-реке (засыпан был в 1813 г.). Ранее на том месте стоял белокаменный храм Во имя Живоначальной Троицы с небольшим кладбищем при нем, где погребут самого чтимого на Руси Христа ради юродивого – блаженного Василия.

Перед походом на Казань в 1552 году царь Иоанн IV Грозный дал обет – поставить на главной торговой площади «Пожар» (ныне Красная площадь) по деревянному храму в честь святых, в дни памяти которых по воле Божьей он одержит верх над неприятелем. Словно по велению свыше, так оно и случилось. 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – святителей Александра, Иоанна и Павла Нового, когда наголову был разбит отряд татарской конницы хана Епанчи, первая церквушка и была заложена. 30 сентября пала крепостная стена Казани с Арской башней. То был день поминовения равноапостольного Григория Армянского. Встала церквушка и в его честь. И уже 1 октября, в праздник Покрова, после штурма, окончившегося на другой день, а выпало это на праздник священномучеников Киприана и Иустины, стали рубить церквушку в память о них.

При взятии Казани немалую помощь оказали царю местные армяне, отказавшись стрелять в русских, а также личный армянский полк пушкарей государевых, штурмовавший цитадель Золотой орды.

Вернувшись с триумфом в Москву, Иоанн Грозный поручил псковскому зодчему Ивану Яковлевичу Постнику «по реклу Барма» (т.е. по прозвищу Барма) вместо деревянных церквей и каменной Троицкой у Фроловских ворот (ныне Спасские) поднять в камне храм Покрова Пресвятой Богородицы в ознаменование побед своих и во славу павших воинов.

Узнав об этом, юродивый Василий, в юности покинувший дом и скитавшийся по граду Московскому, пошел собирать по грошику деньги на новый Покровский храм. Легенда гласит, что все эти медяки бросал он в одном и том же месте через правое плечо на Красной площади – пятак к пятаку, копейку к копейке, да так истово веруя в правоту творимого, что даже воры не посмели покушаться на них. В канун кончины своей, в августе 1557 года, принес он все собранные деньги царю-батюшке и в низком поклоне просил принять их. А когда его не стало, грозный царь наказал людям своим предать земле блаженного под стеной Троицкой церкви. Государь сам нес гроб с телом почившего.

Храм Покрова Богородицы начат был строительством в 1555 году и освящен 450 лет назад – 29 июня 1561-го «в память святых апостолов Петра и Павла, в честь святыя Троицы» – при огромном стечении народа митрополитом Московским и всея Руси Макарием.

Изначально красно-белый Покровский собор венчали 25 золотых луковичных главок – 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни.

Пройдет 30 лет cо дня освящения собора, и царь Федор Иоаннович соорудит над мощами юродивого придельную церковь, и освятят ее в честь Василия Блаженного. С тех пор храм и носит его имя. В конце XVI века храм Покрова Пресвятой Богородицы имел высоту 65 метров и до постройки колокольни Ивана Великого в Кремле был самым высоким строением Москвы. Верующий народ в православные праздники заполнял всю Красную площадь, священнослужители располагались на Лобном месте, небо служило куполом, а сам Покровский собор – алтарем.

В пожар 1739 года собор сильно выгорел изнутри, но вскоре был восстановлен и покрашен в белый цвет. Во второй половине XVIII века при Екатерине II 16 маленьких главок вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, раскрасив его. Тогда-то собор и обрел современное разноцветье, став настоящим чудом, и выглядел, как и ныне, так: четыре осевые церкви (восьмигранные, ярусные по форме) – Святой Троицы, Николы Великорецкого, Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины и четыре малые между ними – Трех Патриархов Константинопольских, Преподобного Александра Свирского, Преподобного Варлаама Хутынского, Священномученика Григория, епископа и Просветителя Великой Армении. Те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы крестообразно вокруг возвышающейся над ними девятой центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием с цоколем белого камня, обходной галереей (до 1690 г. – открытой террасой-гульбищем) и внутренними сводчатыми переходами.

С высоты птичьего полета храм предстает в символике Небесного Иерусалима. Два квадрата, вписанные один в другой и совмещенные под углом 45 градусов, дают узреть восьмиконечную звезду. Как напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к младенцу Христу, Спасителю мира. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, квадраты же – вселенную и твердость веры, четыре его стороны – суть стороны света и четыре конца креста. А еще звезда эта указывает на четырех евангелистов.

В 1812 году, вступив в Москву, Наполеон был поражен великолепием храма и возжелал перенести его в Париж. Но техника того времени не позволила исполнить каприз императора. Тогда он велел взорвать храм. Но кощунство это Господу не было угодно, и… запалы залило ливнем, обрушившимся в тот день на Москву.

* * *

В ХХ веке попал под большевистский беспредел и храм Василия Блаженного: в сентябре 1918 года настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян, церковную утварь конфисковали. А в 1929-м храм был окончательно закрыт и колокола его отдали в переплавку.

В роковые тридцатые, когда по всей Стране Советов пошли рушить храмы, Л.М. Каганович, первый секретарь Московского комитета ВКП(б), внес в политбюро предложение – снести храм Василия Блаженного, который, по его мнению, мешал прохождению праздничных колонн по Красной площади. Он даже изготовил макет Красной площади со съемным храмом. Показывая вождю, как храм мешает демонстрациям и машинам, со словами «А если бы его – р-раз!..», он рывком сорвал картонный храм с площади.

От этой выходки даже Сталина передернуло. Вождь задумался и отчетливо произнес: «Лазарь! Поставь на место!..» Не исключено, что произвела впечатление на Сталина и исполненная мольбы телеграмма архитектора П.Д. Барановского – с просьбой сохранить шедевр русской архитектуры. Ведь именно ему Каганович поручал подготовить храм Василия Блаженного к сносу.

* * *

14 октября 1990 года, после многолетнего перерыва, в престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы в соборе Василия Блаженного отслужили литургию. Богослужение проводилось по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После службы мы задержались в приделе Григория Армянского. Обратив внимание на то, как тщательно мы разглядываем фрески, умудренный жизнью смотритель подошел к нам и с доверительной ноткой в голосе поведал:

«После наполеоновского нашествия московский генерал-губернатор велел обновить кресты на куполах, почему-то настояв, чтобы крест Армянской Апостольской Церкви на куполе придела Григория Армянского заменили на православный». И хотя мы и по сей день не обнаружили документальных подтверждений тому, что купол церкви Григория Армянского некогда украшал армянский апостольский крест, поисков своих мы не прекращаем.

Придел Григория Армянского, одна из четырех малых церквей собора высотой 15 метров, что на его северо-западной стороне, являет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Основание церкви вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение было вызвано необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

* * *

14 октября 2011 года. И вот мы вновь в приделе Григория Армянского собора Василия Блаженного. Любуемся светлым ликом Григора Лусаворича, Просветителя Великой Армении, держащего в руках «Аствацашунч» (с языка армян Священное Писание переводится как «Богодыхание»), патриаршее служение которого выпало на 301-325 годы. Этот великий святой обратил в христианство царя армянского и всю страну.

Умелые руки реставраторов воспроизвели архитектурное убранство XVI века: сработаны окна под старину, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный в «елку». Стены белены, как в XVII веке, оттеняя строгость и скромное изящество.

В интерьер церкви органично вписываются так называемые «тощие» свечи – большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхнюю часть вставлено металлическое основание под тонкие свечи. Здесь же, в витрине, предметы облачения священников XVII века: придают церкви особую нарядность стихарь и фелонь, шитые золотыми нитями, паникадило XVII-XVIII веков, украшенное разноцветной эмалью.

…Покидая церковь Григория Армянского и собор Василия Блаженного на Красной площади, мы отсняли несколько кадров на память. Предлагаем их вниманию читателей.

Марина и Гамлет Мирзояны

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button