Истребитель 6-го поколения создается с учетом неопределенности вызовов будущего – разработчик
– Одна из главных новинок авиасалона – многофункциональный истребитель МиГ-35. Какие преимущества дает ему то оборудование, которое РПКБ для него поставляет?
– До этого мы делали несколько модернизаций МиГ-29. МиГ-35 содержит все самое лучшее, что было сделано по этой машине до того. У него точная навигация, в нем заложены возможности взаимной координации для выполнения действий в группе, он может нести современное оружие. Возможно, он получит новое оружие, в частности ракету Х-38. На тактическом театре военных действий он сможет противостоять таким машинам, как F-35, так же, как Су-35, сможет отвечать F-22.
– На выставке Helirusssia РПКБ представило новое оборудование для вертолета «Ансат», которое позволит ему летать в сложных метеоусловиях днем и ночью. Будет ли оно использоваться для вертолета Ка-226, производство которого планируется начать в Индии?
– Для Ка-226 мы будем стремиться внедрить все самое лучшее, что есть, потому что контракт с этим вертолетом затянулся, а чем больше проходит времени, тем больше появляется инноваций в мире. Поэтому все, что можно будет внедрить и локализовать в Индии, мы сделаем.
– Какое преимущество дает бортовое оборудование учебного самолета Як-152 в плане обучения пилотов?
– Пока рано говорить о таких вещах, потому что он в данный момент проходит испытания. Но суть в том, что он автономен и может быть адаптирован к любой схеме работы, на нем можно обучать пилотов разных самолетов. Процесс обучения на тренажере, который входит в этот комплекс, – это что-то вроде адаптивной системы с учителем: чем больше летчик будет познавать, тем больше интеллектуализация будет внедряться в этот аппарат.
– В СМИ проходила информация о том, что бортовые системы Су-35, поставляющиеся в Китай, будут защищены от копирования. Каким образом это будет сделано?
– Нужно понять, что подразумевается под копированием. Прямое копирование или перенятие идей. С одной стороны, ограничить познание невозможно, с другой – если мы не будем работать с людьми, то мы не будем выходить на внешний рынок. Китайцы – въедливые люди, поэтому нужно аккуратно предоставлять информацию, чтобы каждая наша информация имела соответствующую рыночную цену.
– Ранее заявлялось, что ведутся работы по истребителю шестого поколения. До его первого полета еще очень далеко, но все-таки, по Вашему мнению, это будет беспилотный или пилотируемый самолет?
– Могу сказать одно: то, что он будет опциональным, понятно. Сейчас и за рубежом, и мы начинаем это делать. Американцы даже на бомбардировщиках внедряют подобные вещи. Но нужно понимать, что этот самолет будет отвечать вызовам далекого будущего. Для их решения сегодня создана программа базовых критических технологий, которая будет учитывать некоторую определенность вызовов будущего. Ведь когда мы говорим о самолете шестого поколения, то это означает, что мы говорим о далеком, далеком будущем. Сколько его будут проектировать? Лет десять? Потом его будут производить и осваивать, эксплуатировать. Разве можно знать, что будет через 40–60 лет? Вот поэтому надо адаптироваться и создавать окончательный облик самолета, который перед началом производства будет отвечать ближайшим вызовам.
– Как идут работы по импортозамещению?
– Работы, заданные Минобороны, выполнены, и, как пример, сегодня представлена двадцатиядерная вычислительная система, которая способна заменить на борту девять блоков, причем операционная система отечественная, на базе «Эльбруса».
– Работы по Ил-114 – это все-таки создание нового самолета с нуля или перенос производства из Ташкента?
– Ил-114 был сертифицирован, его производство было начато, и обнулять этот багаж не стоит, поэтому мы будем стремиться постепенно заменять бортовое оборудование, чтобы сделать из него более современный самолет, в будущем мы заменим большую часть оборудования.
– Какие новинки РПКБ представило на МАКС-2017?
– Во-первых, дальнейшее продвижение лазерных инерционных систем разных вариантов. Во-вторых, масса новинок всмысле индикации, как в гражданском, так и в военном приложении. Кроме того, мы продвинулись в создании компонентной базы для гражданской авиации. Часть компонентов использована на МС-21, часть будет заменяться на Ил-114, чтобы сделать из него более современный аппарат, и Ил-96. ■