В мире интересногооб Армении

Тайны древней цивилизации: как называли Армению и армян в разные периоды истории…

Как появились армяне
Картинки по запросу древняя армянская история

Армяне — один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать — как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Урарту

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что  генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов.  Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

 

Античные источники

«Греческая версия» этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов «царя мира» это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки — Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами — родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное «отцом армянской историографии» и автором труда  «История Армении» Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской — потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые «хайасские гипотезы», в которых первородиной армян становится Хайас — территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой «колыбели армян».

Основная до этого времени миграционная теория была признана «буржуазной».

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике.  В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу «Происхождение армянского народа». В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а «хайасские теории» называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья — I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян — в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты — V век нашей эры.

Тайны древней цивилизации: как называли Армению и армян в разные периоды истории

Разные народы в разное время использовали разные названия для Армении и армян.

Шумеры примерно в 2800 г. до н.э. называли Армению Аратта, а бога армян — Хайя, а аккадцы, сменившие шумеров во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, – Армани или Арманум.

Хетты, появившиеся во втором тысячелетии до нашей эры, применяли для обозначения Армении название Хайаса и Арматана, а ассирийцы, возникшие во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, – Уруатри или Урарту и Арми (Арарат в Библии). Персы называли Арминия, а Эламите — Харминуя, египтяне — Эрменен.

 

Хай

Хеттские надписи, расшифрованные в 1920 году швейцарским ученым Эмилем Форер, немецким археологом и историком Гуго Винклером и чешским востоковедом и лингвистом Бедржихом Грозным, свидетельствуют о существовании горной страны Хайаса (Hayasa), раскинувшейся вокруг озера Ван на Армянском нагорье.

Частичка СА в названии Хайа-са является суффиксом и соответствует окончанию СТАН современного названия Армении Хайа-стан (Hayastan). Греки знали об этой стране (Хайаса) и их авторы писали об армянах или hayer.

Армянский народ связывает свое самоназвание с именем Божества ХАЙ(а) /HAY(a), который почитался как Творец Космоса.

По мнению ряда ученых имя ХАЙ (HAY) происходит от изначального корня АЙ (AY) или АЙА (AYA), восходящего к эпохе неолита и раннего почитания культа Богини-Матери, которая передала свое имя более позднему мужскому Божеству ХАЙ(а)/HAY (а).

Бог ХАЙА-EA почитался также по всей Месопотамии. Самые ранние письменные упоминания Бога ХАЙ(А)/HAY(А), именуемого также «Богом Мудрости» и «Богом Космической воды», можно найти в шумерских надписях, датируемых около 2800 до н.э.

Картинки по запросу дверь мгера

Бог ЭA-ХАЙ(А) позднее почитался также аккадцами, которые знали его под именем ЭНКИ. В надписях города Эблаик (древний город в Сирии), датируемых около 2600 до н.э., также отмечены как Божество, так и люди по имени «АЙ», жившие на Армянском нагорье.
Название «Ай» использовалось также хеттами для обозначения Армении и армянского народа.

Хеттские надписи, датируемые примерно 1500 годом до н.э., представляют в записях историю царства Хайаса (с корнем Хайa и хеттским окончанием «са», означающим место), расположенным на Армянском нагорье.

Название Хай/Hay заключено также в имени Айк, традиционно считающимся патриархом армянского народа, что было отражено в записях ряда средневековых историков. Айк рассматривался армянским народом как божественный потомок изначального Бога всего сущнего ХАЙ(A)/HAY(A).

Картинки по запросу дверь мгера

Армянин – Armenian

Название Армянин – Armenian содержит священный корень «Ар» (Арарич/Создатель/Солнце) с добавлением корня «мен» (что в прото-индо-европейском означает просто человек или люди), и окончание «ян» – «ian», что обозначает «из/от».

По мнению ряда ученых Ар было сокращенным вариантом Ара или Арар(ич), Творца. Поклонение Ар было широко распространено среди древних армян, которые поклонялись этому божеству и просто называли его Творцом (Ара или Арарич).

Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван)-Ариван содержат священный корень Ар, который является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный).

ИЕ слово Man – Человек по-прежнему используется в английском языке для обозначения людей, народов. Например, Туркмен – Turkmen используется для обозначения тюркских племен Центральной Азии, современных жителей Туркменистана.

Есть много и других примеров, где Ман/Мен (Человек) используется в английском для обозначения различных народов, таких как Frenchman – Француз, Chinaman – Китаец, Englishman – Англичанин и т. д.

У нас есть еще армянское архаичное слово Ман(ук) [младенец], которое несет первоначальный смысл Человек (множественное числе которого, конечно, Люди).
Окончание «ян» в слове Armenian означает «потомство» или просто «из/от».

Это окончание «ян» (которое в английском передается двояко – как yan или ian) сохранилось во многих индоевропейских языках и может быть обнаружено в терминах, описывающих нации и даже понятия с той же смысловой нагрузкой «из». Например, мы видим это в окончаниях названий различных народов, таких как норвежцы – Norweg(ianS), румыны – Roman(ianS), бельгийцы – Belg(ianS) и т.д.

В английском мы также используем окончание «ян» для обозначения смысла принадлежности, происхождения «из/от». Например, Jefferson[ian] (of Jefferson) America – Америка Джефферсона, или Clinton[ian] (of Clinton) faction – фракция Клинтона и т.д.

Армянские фамилии по-прежнему сохраняют архаическое окончание Ян / Ян, (yan/ian) которое означает «из/от» (например, Араян, что означает «от Ара», или «потомок Ара» или Наапетян — «от Наапета» или «потомок Наапета» и т.д.).

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button