Армения. Арарат. Священная гора... - Наша Армения
об АрменииПо страницам истории

Армения. Арарат. Священная гора…

Украинское т/в:

На картинах великих мастеров и уличных художников, на фотографиях профессионалов и обычных туристов, на бутылке коньяка и пачке сока можно увидеть ее визуальный образ. А услышать название – в разговоре о футбольном клубе, о магазине либо ресторане, об имени, причем весьма распространенном. Какой бы сферы жизни Армении не коснуться, гора Арарат будет связана с ней. И хотя последнее столетие эта двуглавая вершина находится на территории другого государства, она неизменно остается одним из важнейших символов национальной идентификации армян. Не только внутри страны, но и в любом уголке планеты. Издревле гора Арарат находилась в самом центре Армении, будь то великое государство либо порабощенные завоевателями земли. И начиная примерно со 2 тысячелетия до нашей эры, это была священная гора. Гамлет Петросян, зав. кафедрой культурологии Ереванского государственного университета Дело в том, что в горной стране вообще-то всегда выделялись горы, то есть они вне сравнения всегда были священны. Для армянской культуры гора и виноградник – это вроде бы два соединения природы и культуры, которые веками сопровождали, воссоздавали какие-то образы, какие-то верования. И это продолжалось и это продолжается до наших дней Следует отметить, что представления древних армян об Арарате далеки от современных. Называли они гору Масис, что в переводе с древнеакадского может означать «двуглавый». Уже этого – наличия двух вершин было достаточно для святости.

Арарат: священная гора армян глазами иностранных художников

Наша священная гора Арарат — истинное чудо на Земле — всегда будоражила умы и души и вдохновляла творцов на создание своих произведений. Сколько прекрасных картин посвятили ей армянские художники! Взять хотя бы великого Сарьяна, главным героем многих творений которого был Арарат. Но не только армяне очаровывались благословенной горой, и не только художники-профессионалы — интересно рассматривать и «документальные» зарисовки исследователей и путешественников, в том числе с исторической точки зрения. Barev.today представляет некоторые живописные и графические работы иноземных художников, на которых запечатлен Арарат.

В самом начале XVIII века по Армении проезжал французский ученый-ботаник и исследователь Востока Жозеф Питтон де Турнефор. В 1717 году в Париже была напечатана его книга «Путешествие в Левант», в которую вошла иллюстрация под названием «Вид на Арарат от трех церквей».

Немецкий естествоиспытатель, физик и медик Иоганн Фридрих Паррот, вместе с будущими великим писателем и просветителем, а в то время — переводчиком Хачатуром Абовяном и российским астрономом Василием Федоровым, в рамках научной экспедиции совершил знаменитое восхождение и 27 сентября 1829 года первым в истории покорил вершину Масиса. Вскоре по итогам экспедиции он написал книгу «Путешествие на Арарат» и проиллюстрировал ее. Один из рисунков — «Вид на Арарат и Эчмиадзинский монастырь» из английского издания 1847 года.

Русский князь Григорий Григорьевич Гагарин, художник-любитель, ставший, тем не менее, вице-президентом Императорской академии художеств, в 1840-х годах участвовал в Кавказских походах русской армии не только как военный, но и с целью «в ученом и художественном назначении быть употребленным».

Он сделал серию рисунков, среди которых «Курды и персы атакуют Вагаршапат» и «Курды переходят реку Аракс» (1847 г.).

Виконт Джеймс Брайс, британский историк, правовед и государственный деятель, в 1876 году тоже покорил Масис — причем это было первое одиночное восхождение. Кстати, он утверждал, что обнаружил остатки Ноева ковчега: «Среди глыб лавы — выструганный кусок дерева длиной 1 м 20 см и шириной 12,5 см». Примечательно, что на рисунке «Большой и Малый Арарат с северо-востока» (1877 г.) он изобразил гору с небольшим третьим пиком, расположенным впереди, между Сисом и Масисом. Надо сказать, что Брайс был истинным другом армянского народа, основателем и главой Англо-армянского общества. В 1916 году он издал сборник документов «Положение армян в Османской империи в 1915–1916 гг.», изобличающих шовинистическую политику младотурок, часто выступал, осуждая кемалистов за гонения на армян.

Среди русских художников Арарат не раз писал Илья Николаевич Занковский (1832–1919 гг.) — живописец и график, мастер горного пейзажа. После обучения в Петербургской академии художеств он приехал в Тифлис и стал служить в отделе топографии военного округа. Объездив весь Кавказ, он создал множество картин гор — Эльбрус, Казбег, Ушба и, конечно же, наш Арарат. Наиболее известна работа «В горах. Вид на Арарат» (1897 г., находится в частной коллекции).

Реклама 02

В картине «Арарат. На Кавказе» (1897 г., Приморская государственная картинная галерея) Занковский лиричен, его излюбленное время — закат, когда вершины гор окрашены лучами заходящего солнца.

Произведения Ильи Занковского находятся во многих музеях России, в том числе в петербургском Государственном Русском музее.

Проявлял интерес к Арарату и Рихард Карлович Зоммер (1866–1939 гг.) — русский художник-ориенталист; один из основателей Тифлисского общества изящных искусств, с 1912 по 1917 год работавший в Закавказье. Полотно «Кочевники» он написал в 1916 году. Его картины находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Омского, Тульского областных художественных музеев, государственных музеях искусств Азербайджана, Узбекистана и многих других.

Кисти замечательного русского и советского художника, основавшего в 1911 году вместе с Петром Кончаловским знаменитое художественное объединение «Бубновый валет», Ильи Ивановича Машкова (1881–1944 гг.) — ученика Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова — принадлежит картина «Вид на долину Арарат».

Из «Араратов» второй половины XX века интересно отметить работу «Красный Арарат» (1957 г.) Юрия Дёмина — биохимика по специальности, своей манерой аналитического экспрессионизма заинтересовавшего такого мэтра, как Ерванд Кочар, и искусствоведа Генриха Игитяна.


Однажды в мастерскую к Юрию зашел Минас Аветисян и, увидев эту картину, взволнованно произнес: «Я всю жизнь мечтал нарисовать его красным…».

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверить также

Close