Монастыри . Церкви АрменииХристианство

Монастыри Ахпат и Санаин. Непохожие Братья…

телеканал Культура...

Санаин  — памятник армянской архитектуры, церковный комплекс X—XIII вв. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI вв. доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры. Предполагается, что это были армянские священники изгнанные из Византии императором Романом I Лакапином. В это время школа монастыря была преобразована в чемаран — академию (Григора Магистроса Пахлавуни). При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги. Из разновременных построек Санаина сложился гармоничный архитектурный ансамбль. Основная их группа включает: крестово-купольные церкви Сурб Аствацацин (ок. 934 г) и Аменапркич (Всеспасителя; 957—962 гг.[1]; в X в.— кафедральный собор Лорийского царства; снаружи, в верхней части восточного фасада,— скульптурные изображения ктиторов царей Кюрике и Смбата с моделью храма в руках; внутри, в апсиде,— остатки росписи). Между церквами для устойчивости во время землетрясений построена сводчатая галерея-школа Академии (кон. X-нач. XI вв.); с запада примыкают арочные гавиты (1185 и 1211 г.); 3-хярусная колокольня (сер. XIII в.), самое большое в средневековой Армении книгохранилище (1063 г.) с 8-гранным куполом, часовня Сурб Григор (Св. Григория Просветителя; до 1061 г.). В 1064 г. Санаин был разграблен сельджуками, в 1104 г.— персами, многое было уничтожено землетрясением 1139 г. На территории монастыря находится усыпальница князей Захаридов и Аргутинских-Долгоруких, 1189 г.; часовня Сурб-Саркис, церковь Сурб-Карапет и др.). В ущелье р. Дебед близ монастыря Санаин — однопролетный арочный мост (1192 г.), украшенный фигурами диких кошек и посвятительными надписями одной из княгинь из рода Захаридов.
Картинки по запросу Монастыри Ахпат и Санаин. Непохожие Братья

Ахпат  — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности.

Похожее изображение

Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом[1]. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш[2]. В X—XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении[1], крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья. Со 2-й пол. XII в. Ахпат становится духовно-религиозным центром Ташир-Дзорагетского (Лорийского) царства[1]. Сюда из соседнего Санаина была перенесена усыпальница царского рода лорийских Багратидов — Кюрикидов. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянского епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. С конца XI в. Ташир-Дзорагет, как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году царство пало. Территория Ташир-Дзорагета была заваевна от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, затем Захарянам[1]. В XV—XVII вв. влияние рода Закарянов ослабляется, отныне в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую а также духовную власть. На протяжении XVII—XVIII вв. по причине частых нападений лезгин предстоятели Ахпата вынуженно находились в Тифлисе. Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова. В позднее средневековье уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского подчинялись архиепископу Ахпата. В 1822—1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал Католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т.д.. В начале XX столетия Ахпат опустел лишаясь большей части своих владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в настоящее время является действующим монастырём. заваевана Грузией

Похожее изображение
Комплекс монастыря
Колокольня 1245 года

Церковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972—991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш, женой царя Ашота III Багратуни. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат[3]. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи. На восточном фасаде помещено скульптурное изображение сыновей Ашота — Смбата и Кюрике (Гургена), держащих в руках модель храма[4]. Головной убор Кюрике похож на митру[5], а чалма Смбата, является арабской регалией, показывающей его право на трон[6]. В 1313 г. была создана по указанию видного политического деятеля, парона Садуна роспись северной стены. Тогда же на южной стене был исполнен портрет сына Садуна Хутлубуги[7]. В преддверии церкви Сурб Ншан находится жаматун (притвор), построенный в 1185 г. и служивший усыпальницей Кюрикянов[8]. В 1223 г. монастырский комплекс Ахпата по приказу Иванэ Захаряна был обнесён крепостными стенами с башнями. В него вошли:

Похожее изображение

церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя), построенная в 1005 г. и затем перестроенная в 1211 году,
небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин или Хатунашен, построенная в 1025 г.,
гавит Амазаспа (1257) — просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении,
усыпальница рода Уканянц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди которых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273),
книгохранилище (середины XI века, затем перестроенное в 1258—1262 годах),
трапезная (сер. XIII в.).

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, например в Карсе.
План комплекса Ахпат

В XI—XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В монастыре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился своей школой миниатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 г.).

Картинки по запросу Монастыри Ахпат и Санаин. Непохожие Братья

В XI в. при монастыре возле ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.

Похожее изображение

За оградой монастыря — небольшая часовня тринадцатого века[8], великолепно архитектурно оформленный родник (XIII в.). Памятники Ахпата отличают компактность, суровая строгость форм, изящество немногочисленных декоративных деталей, остроумие решений пространства, конструкций.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button