Интересные факты

По страницам истории : Конституция царя Вачагана. Демократия в Армении.

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРЯ ВАЧАГАНА

В «Истории страны Агванк» Мовсеса Каганкатваци сохранился уникальный документ, созданный 1500 лет назад, во времена царя Вачагана Барепашта (Благочестивого), правившего до 510 года.

В НАЧАЛЕ V ВЕКА АРМЕНИЯ ПЕРЕЖИВАЛА СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД.
После раздела страны в 387 году между Византией и Персией восточная часть вошла в состав Персии. Ею правил до 428 года армянский царь, до упразднения армянского царства и превращения ее в марзпанство. Чтобы еще более ослабить страну, восточные области Армении Утик и Арцах присоединили к Албании, создав еще одно марзпанство под этим названием. Оно состояло из двух частей, разделенных Курой. Правобережье реки оставалось заселенным армянским этносом, на левом берегу до кавказских гор жили десятки разрозненных племен. Армянские нахарары марзпанства, объединившись, сочли достойным царского престола Вачагана и, взяв его с собой в Персию, добились возведения Вачагана на трон нового армянского царства. Чтобы избежать путаницы в исследовании данного периода, историки называли это небольшое царство Армянским Агванком, отличая его от левобережной Албании.

Вачаган совершил множество благих дел для укрепления своего царства. Как пишет М.Каганкатваци, «он прежде всего сам отвратился от грешных деяний… творил множество всевозможных добрых дел, а затем и многих… обратил на святой и истинный путь богопочитания и добрым раскаянием поучал других благодетелей». Он возвратил родовые владения многим ущемленным князьям, истребил разные секты, учредил школы, в которых учились также и дети колдунов, и прочих сектантов. По преданию, он построил церквей по числу дней в году, время и история не пощадили их, превратив в развалины.

Для укрепления царства и устоев жизни, упорядочения отношений между светской и духовной знатью, другими слоями населения царь Вачаган предпринял создание свода законов, обратившись для этого за советом ко всем известным мыслителям из разных областей Армении. После разработки канонических норм царь созвал собор в своей летней резиденции Агвен (недалеко от крепости Гюлистан) с участием епископов, иереев, князей, родоначальников, азатов. Участники общенародного собрания приняли Конституцию из 21 канона, приложив свои перстни, в их числе был и царский. Таким образом, Конституция была принята не единоличным указом самодержца, а, выражаясь сегодняшним слогом, консенсусом представителей всех слоев населения. Заседания «парламента», кстати, вел не царь, а один из князей — храбрый Вардан.

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРЯ ВАЧАГАНА принятая в его летней резиденции Агвен:

1. Сельские иереи обязаны дважды в год ходить
на поклон к епископу и по писаниям учиться у
него духовным порядкам и, по обыкновению, полагается
раз в год носить ему подарок.

2. При рукоположении в священники или дьяконы
должны платить [епископу]: священник четыре
драма, дьякон – два.

3. Человек из азатов или царской крови долю за
свою душу должен давать своей рукой при жизни
своей – лошадь с седлом и сбруей или то, что может.
Если же он не даст при жизни, то после его
смерти пусть дадут родственники.

4. Прихожане птул иерею [дают] в следующем
порядке. Туаник – четыре грива пшеницы, шесть
гривов ячменя и шестнадцать паса калцу. Малоимущий же зерна пусть даст половину того, а вина
– сколько может. Но у того, кто не имеет сада или
пашни – не брать [ничего]. А если кто даст больше,
тот делает добро душе своей. Как говорил Павел,
кто щедро сеет, щедро и пожнет. Кто имеет
овец, пусть даст одну овцу из каждого дома, три
гзата шерсти и головку сыра, у кого есть лошади –
одного жеребца, а у кого имеется скот – телка.

5. Каждый азат или шинакан, или кто другой
из мирян да не пропустит приношения в память
усопших, а приносит в меру своих сил раз в год.
Они не должны лишать усопших доли своих трудов.
Если усопший имел лошадей, то из них одну,
любую – отдать церкви, а если имел скот – то
одного бычка, любого.

6. Если иерей монастыря или инок что-либо унесет
из монастыря и если это обнаружится, следует
осудить его и прогнать [из монастыря], а хостак
его взять в церковь.

7. Если в [одном] монастыре много иереев, а народу
[паствы] мало, и если у другого монастыря
народу [паствы] много, а иереев мало, то следует
взять [часть] народа оттуда, где их много и передать
монастырю, где много иереев.

8. Христианина, если он поссорится и прольет
кровь, привести к епископу и наказать согласно
законам.

9. Иерей, который пастит большое селение, не
должен иметь еще другого. Если два агарака находятся
близко друг к другу, пусть имеют одного
иерея. Пусть иерей имеет такую паству, какую он
сможет пасти.

10. Никто не смеет взять в жены родственницу в
третьем колене или жену брата.

11. Того, кто бросает жену без причины и берет
[другую] жену без венчания, или того, кто обращается
к волхвам, а также убийцу и беззаконника,
следует связать и привести к царскому двору и
осудить на смерть через пытки.

12. Если где оплакивают [покойника], то хозяина
дома и гусанов связать и привести к царскому
двору и наказать. А домочадцы да не смеют причитать.

13. Тех, кто ест мертвечину, или ест мясо в сорокадневный
пост, или трудится по воскресениям
и не ходит в церковь, того да накажет иерей перед
народом.

14. Тот, кто перед сорокадневным постом съест
мясо в среду или пятницу, должен поститься
целую неделю. А если кто придет к иерею и засвидетельствует,
что тот не постился, то староста
села пусть возьмет у него одного вола и передаст
иерею.

15. Если кто-либо из мирян обвинит иерея или
дьякона в чем-либо и они признаются, что это
[обвинение] справедливо, епископ возложит на
них взыскание, и пусть они покаются в обители.
Но если они не сознаются в истине, а другие докажут
правду, и это подтвердится, тогда наказать
их и прогнать из села, как это написано в канонах.
Если же грехи не подтвердятся, то приказать иерею
отслужить обедню, что и послужит клятвой
[его невинности].

16. Если иерея обвинят его же товарищи или
ученики, люди благочестивые, иерей должен
стать перед алтарем, а обвинители – перед народом.
[Если обвинения подтвердятся], вывести
[иерея] из [судилища] и изгнать из села. Если же
[выяснится], что его товарищи и ученики руководствовались
местью, и народ знал, что прежде
они были в ссоре с ним, то иерей пусть отслужит
обедню, а народ пусть прогонит их [клеветников] с проклятиями. Но если они признаются в том, что
оклеветали [иерея], то в таком случае на них возложить
покаяние, а из монастыря не прогонять.
А если после того, они несут какой-нибудь вред,
судить их согласно канонам.

17. И еще: епископы и иереи жаловались царю
на азатов, что они в одном селе две-три церкви
превратили в монастыри. Азаты в свою очередь
высказали царю [свои] соображения. И тогда царь,
епископы и азаты согласились оставить уже превращенные
[в монастырь] церкви, а полагающиеся
[подати] птул и hас в главную церковь.

18. Азаты пусть половину десятины отдают
в главную церковь, а другую половину – в свою
церковь.

19. По воскресениям господин и слуга пусть ходят
молиться в главную церковь, и там совершают
обедню. А анашхарhики за упокой души пусть отдают
церкви.

20. Азаты не смеют изгнать иерея из своих дастакертов
или взять иерея самовольно, без [согласия] епископа. Епископ, в свою очередь, не должен
снимать или назначать иерея без [согласия] азатов. А иерей, без [позволения] епископа не
должен уходить, если даже ему грозит опасность
со стороны азата или прихожан.

21. Если кто-либо из азатов захочет в своей
церкви соорудить алтарь или принесет мощи для
хранения, или отслужит литургию, он это должен
делать с разрешения епископа, по мере своих
возможностей. Тот, кто это сделает с согласия
[епископа], да будет он благословен. А тот, кто
это сделает без согласия [епископа], да будет он
отстранен от церкви и пусть принесет епископу
пеню по возможности. Лишь после того как он
принесет пеню установленную канонами, да получит
он благословение.

Эти условия установили епископы, иереи и азаты
в присутствии царя.
К этому предписанию свои перстни приложили:
полководец царский Муцик, азарапет Мирорик,
родоначальники: Марут, Тиразд, Аспаракос,
Шама, Бакур, Аратан, Аршес, Вардан Храбрый,
владетель Гардмана, Хурс, Германосан, Хосгеан,
наапет Фирог и все [другие] наапеты и азаты Алуанка.
И для пущего подтверждения грамоты к ней
приложен и перстень Вачагана, царя Алуанка .
Вачаган царствовал до 510 года. Его имя и деяния
почитались в народе во все века. О нем сохранились
много народных преданий.
Царь Вачаган Барепашт правил с середины 480-х годов до 510 года. Его мавзолей у монастыря Егише Аракяла (Мартакертский район НКР) осквернен азербайджанскими вояками в кратковременный период захвата ими Мартакерта в 1992-1993гг. Очевидно, гробницу взрывали в поисках сокровищ.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button