АналитикаПолитика

Баку признает Арцах? Что происходит?

Состоялся ряд событий, связанных гармоничной связкой и касающихся Арцахской проблемы. Президент Беларуси Лукашенко на встрече с российскими журналистами раскрыл ряд деталей, отметив, что Азербайджан готов был провести трубу через Армению взамен 5 районов. Он сказал, что Серж Саркисян отклонил эти предложения.

В тот же день Никол Пашинян и Ильхам Алиев обменялись твитами.
«Мирное урегулирование карабахского конфликт остается императивом Армении. Мы продолжим мирный процесс во имя региональной стабильности и мира. Урегулирование требует усилий всех сторон», написал Пашинян.

«2019-й год может сообщить новый импульс армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому урегулированию», написал Алиев.

Находившийся в Баку министр ИД России Сергей Лавров в тот же день заявил, что Москва готова поддержать прямой диалог Армении и Азербайджана. Он сказал, что урегулирование должно быть справедливым для обеих сторон.

В тот же день азербайджанские СМИ сообщили, что Азербайджан намерен заменить армию на армяно-азербайджанской границе в районе Иджевана-Казаха на пограничников. Следует отметить, что ранее охрана границ на этом участке с армянской стороны также была поручена внутренним войскам РА.

Является ли это проявлением доброй воли сторон после договоренности в Душанбе о снижении напряженности и налаживании оперативной связи?

Интересно, что в ходе пресс-конференции Лукашенко обвинил Минскую группу ОБСЕ в бездеятельности, заявив, что они ни черта не сделали для урегулирования.

Следует также отметить, что заявления Алиева в последнее время существенно смягчились, в то же время, его заявления и твиты адресованы больше Москве, чем Еревану.

В предвыборный период оппоненты Никола Пашиняна начали против него кампанию, обвинив в намерении уступок по Карабаху и приходу к власти по формуле «сдачи Арцаха». Говорится также о новом российском плане, о давлении со стороны США и делается вывод, что «урегулирование близко».

Что происходит и с чем связана неожиданная активность по Арцахской проблеме? О чем договорились в Душанбе и сохраняется ли «план Лаврова»?

Придя к власти, Никол Пашинян заявил, что не намерен вести переговоры от имени Арцаха, что Венские и Санкт-Петербургские договоренности должны быть имплементированы, и первоочередным является статус Арцаха.

В этих условиях Алиев оказался в сложной ситуации, учитывая его недавнюю риторику и обещания. Азербайджан против Венской повестки, с другой стороны, он не может начать снова войну, так как никто не дает гарантий. В этих условиях необходим процесс, который позволит ему отступить от собственной риторики.

Сейчас именно это и происходит: Алиев заявляет, что виноват «коррумпированный режим Сержа Саркисяна», что Азербайджану удалось не допустить изменения переговорного формата, что в 2019 будут новые импульсы и прочее.

Кроме того, отвод войск с границы с Арменией трактуется как проявление доброй воли. Это необходимо для недопущения имплементации Венской повестки, которая может стать признанием Арцаха. А душанбинские договоренности приводятся в качестве аргумента в пользу того, что стороны сами могут договориться о механизмах мониторинга, без вмешательства Минской группы.

В то же время, эта ситуация выгодна Москве, которая также против Венской повестки.

Можно ли утверждать, что появилась перспектива «урегулирования»? Но тогда возникает вопрос – а готов ли Азербайджан признать Арцах, что является безоговорочным условием армянской стороны? Или это очередная имитация?

Возвращаясь к твиту Никола Пашиняна, следует отметить, что императивом Армении должна стать репатриация, заселение Арцаха. В свое время европейские наблюдатели, а теперь и Лукашенко говорят, что освобожденные районы пустуют. Это условие жизнеспособности, развития и укрепления армянской государственности.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button