Почему из Армении уехал генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц?
В ереванскую телекомпанию ГАЛА обратился бывший главный инженер производственного объединения ″Разданмаш″, кандидат технических наук, инженер-радиолокаторщик, генеральный конструктор модернизации ПВО РА Акоп Арутюнян. Он, рассказывая о работе ПВО, отметил, что первоочередной задачей противовоздушной обороны в арцахской войне была эксплуатация и ремонт радиолокационных станций под руководством начальника генерального штаба вооруженных сил РА, генерал –лейтенанта Нората Тер-Григорьянца, имя которого незаслуженно забыто. Отметим, что с помощью радиолокационных станций, обнаруживаются летающие объекты.
″В 1992 году, когда угроза бомбардировки Армении и Арцаха была очень велика, Тельман Тер-Петросян представил меня Норату Тер-Григорьянцу — начальнику генерального штаба, человеку, о котором сейчас хотят забыть. Меня в основном беспокоит, что таких людей много — о которых не хотят помнить.
Я был заведующим технической эксплуатации радиотехнических вооружений в отделе противовоздушной обороны. И, поскольку, единственный завод в Закавказье, производящий серийные радиолокационные станции, был ″Разданмаш″, у нас не было права говорить об этом, это было закрытой темой, и в ″Разданмаше″, как говорится, получив добро от Тельмана Акоповича, мы начали ремонт радиолокационных станций, их установку в Карабахе и в Армении, чтобы не допустить бомбардировки. На протяжении всей войны, на территорию Армении была сброшена только одна бомба, погибли мирные граждане, что произошло по вине командира, который в целях экономии солярки, отключил локатор.
Основные работы противовоздушной обороны организовал Тер-Григорьянц, которого уже никто не помнит.
Он служил в Афганистане, был начальником генерального штаба, и, когда приехал в Армению, в отличие от других, которые приехали сюда, и разбогатели, ему тогда ничего не нужно было. Когда приехал из России, был уже пенсионером, ему тогда предложили остаться. За все время службы, он сначала жил в номере гостиницы ″Звезда″, потом у него была комната в штабе. И этого человека не хотят помнить, и все потому, что у него были разногласия с теми людьми, которые были далеки от армии, и сейчас приписывают себе создание армии. После конфликта с Вазгеном Саргсяном, он уехал в Москву. Он сыграл огромную роль в войне и создании армии″.
На вопрос о том, почему власти не говорят о таком человеке, и его имя давно уже забыто, Арутюнян ответил:
″Чтобы говорить о нем, прежде всего нужно объяснить, почему этот человек, с отвращением покинул Армению. В августе 1993 года Тер-Григорянц поехал на полигон на Арагаце, где в советские времена были расположены радиолокационные станции, которые могли, к примеру, зафиксировать самолет, взлетевший в Александрии уже через 100-150. Он поехал, осмотреть эту станцию, а по возвращении, сказал только одно:
″Армяне, вы варвары″, после того, как увидел, что радиолокационную станцию, расположенную на склоне Арагаца, разрушило местное руководство. На таких станциях было большое количество различных микросхем, наша станция была небольшая, но если бы осталась, могла бы служить на пользу Армении и России. После этого, у Тер-Григорьянца состоялись встречи в России, русские согласились отремонтировать эту станцию, договорились, что 80% средств выделит Россия, а 20%- Армения, однако руководство Армении не предприняло никаких шагов, чтобы отремонтировать станцию.
В то время, Вазген Саргсян и Серж Саргсян создали такую атмосферу, чтобы Тер-Григорьянц уехал, пусть меня простят, но с военной точки зрения, их нельзя было сравнивать с Тер-Григорьянцем, поскольку, у них не было военного образования. Да, они были патриотами и сделали многое для родины, но основная тактика была разработана другими людьми, которых сейчас не хотят вспоминать, например, Командоса начали вспоминать только недавно.
Шуши освободили Командос с двумя-тремя товарищами, которые были дашнаками, почему это замалчивают? Имена этих людей не называют, потому что хотят все заслуги приписать себе, одним из них был Вазген Саргсян, в то время он был министром обороны. Его разногласия с Тер-Григорьянцем привели к тому, что тот возвратился в Москву.
Так же поступили и с Командосом, которого перевели из Карабаха в Армению, и запретили ехать в Карабах. Через два дня я узнал, что он сбежал в Карабах, но по дороге его машину остановили, узнали его, и, по приказу Вазгена Саргсяна, вернули обратно, причины никто не знает, это еще одна тайная страница истории.
Когда Тер-Григорьянц уехал в Москву, Тельман Тер-Петросян поехал за ним, просил его вернуться. И он вернулся, а в декабре того же года, возникла проблема с военными, после чего, я узнал, что он уезжает насовсем
Я вошел в кабинет и сказал: ″Я с Вами приехал сюда, и не хочу остваться, демобилизуйте меня″. Я сразу написал рапорт, а он подписал.
После этого, Тер-Петросян попросил меня вернуться и начать ремонт военной техники. Ремонтные работы на радиолокационных станциях продолжались до первого января 1997 года. С первого января все заказы по радиолокации были сняты по приказу министра, и переданы заводу, который не имел представления даже о локационной антенне″.
На вопрос, что нужно делать, чтобы правильно представить историю арцахской войны, и не забывать имена всех героев, Арутюнян отметил:
″Люди должны отказаться от личных амбиций и сказать правду, назвать имена некоторых людей, я не имею в виду себя, а Тер-Григорьянца, благодаря которому была восстановлена противовоздушная оборона..″
Седа Гукасян
В прошлом месяце, когда съемочная группа телекомпании ГАЛА побывала в Москве, мы провели эксклюзивное интервью с генерал-лейтенантом в отставке Норатом Тер-Григорьянцем, который, как уже было сказано, внес неоценимый вклад в развитие вооруженных сил Армении во время арцахской войны.
Будете ли вы убивать своих солдат своим оружием. Разве вы этого не понимаете?