Село Нор Шен находится на армяно-турецкой границе. Из Нор Шена открывается вид на развалины древней армянской столицы – Ани. Колумнист Сергей Баблумян рассказывает интересную историю этого села, которое сегодня, к сожалению, опустело.
Президент Армении Армен Саркисян и его супруга Нуне Саркисян посетили село Нор Шен. Это, казалось бы, обычное сообщение пресс-службы президента, ничем не примечательно, но в глаза бросилась одна фраза: «Они пообщались с единственной жительницей села – бабушкой Ваандухт». Как обухом по голове ударили.
Президент Армен Саркисян с супругой Нунэ Саркисян навестил жительницу села Нор Шен Ваандухт Мелконян
Не исключено, что оставшуюся в одиночестве бабушку я мог видеть еще в молодости, когда сам приезжал в село Нор Шен, больше известное, как Харков (с ударением на последнем слоге), и помню это село не только живописным, но и многолюдным.
Почему приезжал часто? По той же причине, что и нынешний президент Саркисян: отсюда, с левого берега реки Ахурян, к развалинам древней армянской столицы Ани ты находишься ближе всего, и, соответственно, видны они лучше всего. Проблема в том, что приехать сюда может не каждый – до границы с Турцией не то, что можно рукой подать, а меньше, чем за минуту реку переплыть.
Но пока о том, почему село называется Харков. Название известного города на Украине (Харьков) здесь ни при чем: топоним произошел от глагола «харквел» (в пер. с арм. – обжигать, закалять), которое потом перешло в Харков. А обжигать и закалять норшенцам было что: в окрестностях села находятся знаменитые каменоломни, и многие архитектурные сооружения средневековой столицы Армении – Ани, были возведены из местного туфа. Впрочем, как и многие дома норшенцев, где они больше не живут.
Еще немного из истории этого замечательного села. Известный востоковед и лингвист Николай Марр упоминает его в своей работе «Ани». До 1894 г. здесь было летнее пастбище, а потом выходцы из деревни Ширакаван основали село под названием Эникей, и только в 2006 г. оно было переименовано в Нор Шен.
Известен Нор Шен и красивейшей церковью «Нораманук». По словам местных жителей, церковь построил некто Манук, который перевез сюда из Вана множество хачкаров. Во дворе церкви сохранилась и могила настоятеля, правда, уже полуразрушенная (кладоискатели «постарались»).
Завершая краткий исторический обзор: раскопки академика Марра в Ани финансировал миллионер Микаэл Арамянц, организовавший Армянское этнографическое общество.
Теперь о том, почему я так часто посещал это место. А потому что в гости к собкорам тоже приезжали часто, показать Армению во всем многообразии и красе хотелось, не только приводя в Матенадаран и на коньячный завод, но еще и в этот самый Харков, откуда видна наша древняя столица, пусть уже и в развалинах, зато в натуре. И церковь смотрит на тебя через реку, а ты с гостями смотришь на нее с этого берега и молчишь. Вот ведь удивительно: молчали и гости. Расспросы и объяснения начинались потом.
В 70-е в Харкове был колхоз, но даже он был закрытым объектом пограничной зоны, пропуск для въезда и выезда требовался даже местным.
Колхоз был богатым, это было в плюс не только местным жителям, но и пограничникам. Каждый год правление выделяло погранзаставе дары от выращенного, собранного, переработанного. Получалась солидная прибавка к столу, не говоря уже о телевизоре и баяне с гитарой (тоже от колхоза, и тоже от всей души).
Понятно, что оказаться в Харкове тогда мог не каждый, сегодня с этим, кажется, проще.
Еще в декабре прошлого года губернатор Ширакской области Тигран Петросян сообщил, что с 2020 года, после внесения изменений в приграничный режим, «люди могут свободно туда ездить и смотреть на Ани».
Но одно дело смотреть на Ани, находясь за вспаханной пограничной полосой, и немного другое, когда стоишь у самой кромки реки Ахурян и молча слушаешь, о чем шумит река.
…От новости про бабушку Ваандухт, которая живет в Нор Шене одна, немного взгрустнулось. Многих норшенцев, которых не раз видел, и с которыми о многом говорил, уже нет, и это понятно – прошло ведь более полувека. Плохо, что их дети и внуки разъехались, кто куда. А вот бабушка Ваандухт осталась. Пусть живет долго!
P. S. а потом кричим верните наши земли. Где жители этого села?
Почему нету программу заселения ?
И все наши беды начинаются отсюда ,потому что мы не ценим, то что имеем… А ТУРКИ СМОТРЯТ НА ПУСТОЕ СЕЛО И ДУМАЮТ … ЕСЛИ У ВАС СЕЛО И СЕЛЕНИЯ ПУСТЫЕ ,ТО КТО БУДЕТ ЖИТЬ ЗДЕСЬ ЕСЛИ МЫ ВЕРНЕМ ВАШИ ЗЕМЛИ….