В 1881 году, с момента расселения в селе амшенских армян, переселенцев из Турции, Мцара стала первым компактным армянским поселением в Абхазии. Сегодня здесь по-прежнему живут армяне, дети которых ходят в армянскую школу, основанную более ста лет назад. Интересный факт — эта сельская школа стала первой армянской школой в Абхазии. Сегодня таких школ в республике – 32. Эта уникальная и единственная в своем роде система армянского образования входит с систему народного образование Абхазской республики.
ну начнем с того что в село было основано 1879 году выходцами из западной армении сегодняшний день территория турции во время последней русско-турецкой войны 1877 семьдесят восьмом годах восемьдесят пять семей по рукопись очевидцы тех событий папа за нами или к на двух кораблях.
Прибыли сюда в абхазию один корабль причалил в пицунде 2 близ бамбура где находился военное представительство российской империи однажды когда они искали место для новой до 1 для того чтобы здесь создать нов свой очаг возродить культуру язык веру один обходить местный житель подсказал что вы люди если я сейчас перевожу дословно шампанского tung aranc qo ярмарке кик то.
Есть вы люди живущие высокогорных условиях что их не предки абхазов также подверглись гонению время русско-кавказской войны они какие-то нему отнестись сочувствием и действительно они показали речку и сказали если вы пойдете вдоль речки то найдете источник жизни это питьевая вода лес для строительства домов и колонна которая двинулась сюда вы можете.
Представить она дошла до центра села где мы его называем хочу их почему да потому что в дальнейшем на этой территории была построена церковь эти развалины периоды их постройки 1936 тридцать седьмой год во время гонения на церковь коммунисты поломали вернее разрушили основания нет церковь была я хочу вам показать приблизительно 20 метрах от этого здания в восточном направлении а потом из этих.
Камней церковных камней они построили вот это здание первоначально да она использовалась в виде образовательного учреждения а потом как администрация села все началось как обычно в церкви да почему потому что я хочу под здесь что что она сохраняет в этом мире рассеянной вниз свои исторические родины это наша вера язык который мы проносим.
Сквозь время и территорию которая относится к нашей родине скажем исторической вот сегодняшний день мы с вами идем к тому исторического места это святое место почему потому что там были богослужения на армянском языке это было армянская апостольская церковь где были священники посланные сыч миозина и хочу подчеркнуть что в истории это первая каменная церковь это не деревянная эта.
Каменная церковь то есть для истории am женских армян в абхазии это зафиксировано что именно церковь была построена из камня даже в трудных материальных условиях переселенцы постарались сохранить свою веру условиях нищеты можно сказать трудности и хочу вам указать что данная церковь которая называлась честь святого.
Карапета находилась вот хочу указать вот на этой территории где сейчас мы видим ограды и могилы поэтому да есть источники что здесь даже похороненные два священника но к сожалению данных очевидцев то есть старших людей не осталось где именно конкретно они захоронены в церкви не сегодня к сожалению если мы с вами покупаем да я вот свое время будучи.
Студентом спрашивал они говорили когда начали строить вот эти ограды и захоронения фундамент был видим вот но к сожалению годы свое делают в общем отсюда на fila semxorah да сейчас стоит ли вам это сила представляет сегодняшний день это компактное село где более 90 процентов живут до сих пор спустя более века армянское население где действует школа кстати.
Несмотря на реформы и преобразования осталось таковой как и раньше и так мы сейчас пройдем к могиле основателя 1 selamat сара этот человек который добился аудиенции у губернатора воронцова-дашкова в свое время благодаря епископат и близкому вот он человек велось an art in карапетович вот интересно но факт в том что он задал один вопрос воронцов-дашков какой.
Профессии вы люди и ответ определил их не судьбу они горят pasha bank тут умник то есть мы табака воды а табак в этот период был на весь золото для российской империи то есть это и крестьяне подданные империи связаны если скажем с точки зрения политики и вера как бы христианская с другой стороны это огромная прибыль для данного региона культивировалась культура то пока видели.
Здесь появилась кстати благодаря армянам и грекам которые прибыли сюда из турции кино переворачивают виноград даже шервашидзе владетельный князь указывает в исторических хрониках что здесь было зарослей густота то есть ничто не обрата обрабатывалась с приездом армян и греков эти земли возродились то есть они очистили дали новый толчок новую жизнь они пополняли казну огромные средства.
Шли в казну и даже попытки российской империи так как многие были подданными турции вытурить скажем так современным языком женских армян то со стороны владетельного князя было сказано следующее что он заинтересован в том чтобы эти люди остались здесь вот благодаря можно искать поддержки той данного человека в целом руководство.
Абхазии тогдашнего периода эти люди смогли не только возродить масару но и всю абхазию дореволюционный период и в советский период почему потому что табак был основой экономики сегодняшний день сохранить национальную культуру национальный образ жизни и тем более язык очень трудно тем не менее в абхазии есть возможность у населения армянского имеет 32 армянской школы.
Данном случае вот мы находимся на территории на царской армянской средней школы которое 1 в абхазии школа открыта еще в далеком 1879 году той стороны да с тех пор она функционирует и интересно то что она несмотря на годы революции трудные годы войны или национальной политики грузии по отношению к населению да потому что несмотря на то что идут преобразования.
Реформы в образовательной системе именно она осталась таковой как и раньше то есть здесь основные предметы и базовые изучаются на армянском языке а как это потом видим который здесь обучается в армянском языке который может быть ты тоже учится как быть в этом плане мы часто приходим к этому разговору потому что советский период было удобно когда многие могли продолжить учебу в вузах и.
Других учреждениях армении на сегодняшний день конечно очень трудно почему потому что это уже новые границы новый формат трансформации но тем не менее тем не менее ученики которые выпускники этих школ в основном старается конечно сохранить но образование дальнейшем естественно на русском языке потому что в абхазии нет или в армении или да только так это.
Совершенно уникальная система армянского образования по всей видимости единственными когда маленькая республика взял на себя все время содержание до всей этой системы народного образования назовём это так все из это из бюджета до эти 32 кстати простите я вас прерву 30 ваш армянских школ в количестве 30 2 они на бюджет на основе то есть это ни одна.
Страна в мире на сегодняшний день де огромные диаспоры количественном оденется мы готовим да и тем более в материальном плане содержание этих школ недешевое удовольствие скажет для любого государства но знак уважения той роли которые армия не проявили за все время пребывания на исторической не исторической вернее родиной абхазии видимо это заслуга и отражается в.
Политике да в том числе