Армянские праздникиИнтересные фактыХристианство

Католическое Рождество в армянских селах Джавахетии.

Рождество в Джавахетии: как живут армяне-католики в Грузии

Картинки по запросу Католическое Рождество в армянских селах Джавахетии

Джавахетия — историческое название части грузинского края Самцхе-Джавахетия, соответствующей территории Ниноцминдского и Ахалкалакского муниципалитетов. Это высокогорный регион с коротким летом и длинной суровой зимой, многие села Джавахетии труднодоступны. По данным переписи населения Грузии 2014 года, последней на сегодняшний день, население Самцхе-Джавахетии составляет 160 504 человека, из них 81 089 (50,52%) — этнические армяне. Среди жителей края 15 024 человека (9,36%) относят себя к католикам. Данных об этническом и религиозном составе населения непосредственно Джавахетии — Ниноцминдского и Ахалкалакского муниципалитетов, где проживают 24 491 человек и 45 070 человек соответственно, — в материалах переписи нет.

Похожее изображение

Из-за нехватки священников католическая рождественская литургия 25 декабря пройдет только в двух селах Джавахетии из десяти. На следующее утро после литургий оба священника поедут в остальные восемь католических сел для проведения там праздничных служб — в том случае, если в регионе снова не выпадет снег и не перекроет дороги к высокогорным селам.

Рождественские службы в большинстве сел — под угрозой

Компактно армяне-католики в Джавахетии живут в 10 селах. Четыре из этих сел — Уджмана, Тория, Ждановка и Хештия — в Ниноцминдском муниципалитете, еще шесть — Аластан, Вареван, Турцх, Картикам, Бавра, Хулгумо — в Ахалкалакском.

Картинки по запросу Католическое Рождество в армянских селах Джавахетии

Представители армянской католической общины Джавахетии сообщили «Кавказскому узлу», что в Грузии всего пятеро священников-католиков, двое из которых живут и работают в Джавахетии. Антон Антонян живет и служит в селе Эштия, а Андрей Яницкий — постоянный священнослужитель села Турцх. Определенной периодичности в проведении ими служб в других селах нет. Священник приезжает в села по мере необходимости, если ему звонят и просят кого-то крестить или обвенчать.

«Священников мало, они физически не могут быть в каждой церкви», — пояснил прихожанин церкви в селе Хулгумо Автандил Дулханян.

Жители Джавахетии называют свой край грузинской Сибирью. Дома здесь отапливаются до середины мая. Многие села региона из-за плохих дорог труднодоступны даже летом, не говоря о зиме. Например, на 21 декабря села Аластан и Вареван Ахалкалакского района, по данным местных жителей, были недоступны для проезда туда легкового транспорта. Бывает, что выехавшие во вьюгу водители замерзают на дорогах, остаются в снежном плену по нескольку дней.

Два священника, между которыми разделены приходы в Джавахетии, большую часть времени проводят в своих селах, и это отчасти объясняет, почему жители именно этих сел считаются среди местного населения более религиозными и лучше разбирающимися в канонах католической церкви. Но в целом, как утверждают жители региона и сами католические священнослужители, молодежь в католических селах Джавахетии редко посещает церковь, не знает, как причащаться и исповедоваться, далеко не все ходят на проповеди.

Похожее изображение

Местные жители говорят, что Рождество для них — праздник «чисто церковный, духовный», день для молитвы и посещения церкви, который вовсе не обязательно украшать блестящей мишурой. Наименее аскетичные накроют вечером праздничный стол и отметят праздник в кругу семьи, но традиции дарить на Рождество подарки нет и у них.

«Мы не отмечаем Рождество так, как католики в других странах. В этот день мы идем в церковь, молимся, зажигаем свечи, а потом идем домой и всё», — описывает свой праздник Нина, жительница Хулгумо.

Армяне приняли христианство в качестве государственной религии в 301 году, но учение о Христе активно распространялось в Армении уже с первого века нашей эры. В уходящем 2016 году отмечалось 350-летие издания первой Библии на армянском языке, ее напечатали в 1666 году в Амстердаме. Христианство — один из факторов, объединяющих армян по всему миру. Часто именно церковь и священники помогают армянам, в том числе из диаспоры, наладить связи с соотечественниками.

В Джавахетии католиков называют «франгами». Этимология этого слова связана с национальностью проповедников, распространявших среди армян католицизм (в основном, французов и итальянцев), но значения оно имеет разные: «крестоносец», «европеец», и «чужак».

«Раньше нас в грубой форме называли франгами. И если поначалу это слово обижало, то теперь оно меня только радует. Это просто обозначение моей веры и все», — говорит одна из прихожанок церкви села Эштия, которая не пожелала себя назвать.

«Франги» — не единственный термин. Так, католиков, которые живут в окрестностях Ниноцминды, называют «мшеци», а католики Ахалкалаки и вовсе поделены на две группы — в зависимости от географии проживания их называют либо «хас», либо «гбо».

Нехватка католических священников ощущается не только в праздники. Нередко местных молодоженов некому обвенчать. Иногда молодожены из католических сел обращаются к священникам Армянской апостольской церкви (ААЦ) для того, чтобы их обвенчали здесь. По словам священнослужителя церкви Сурб Хач, обе армянские церкви — и католическая и апостольская — лояльны друг к другу, и ААЦ не стремится «присваивать» прихожан близкой христианской церкви, поэтому соглашается обвенчать католиков у себя, но оставляют им выбор — остаться после венчания католиками или примкнуть к ААЦ.

Похожее изображение

По словам священнослужителя Антона Антоняна из села Эштия, армянская католическая церковь с официального разрешения Ватикана пользуется несколько большей свободой, чем остальные католические церкви мира. «Ватикан позволяет нам отмечать Святое Рождество и 25 декабря, и 6 января (дата Рождества в Армянской апостольской церкви — прим. „Кавказского узла“)», — привел пример Антон Антонян, пояснив, что литургии в католических церквях Армении и Джавахетии проходят и 25 декабря, и 6 января. Это разрешено Ватиканом в виде исключения, и такое не предусмотрено для католиков в Европе.

Отец Антон подтвердил «Кавказскому узлу», что взаимоотношения между ААЦ и католическими священниками хорошие и схожести между двумя церквями много. «По сути, разница только в том, что я принадлежу Ватикану, а священник Армянской апостольской церкви — Эчмиадзину. Ни мы, ни ААЦ не пытаемся расположить к себе паству. Община сама знает, к какому престолу принадлежит. Мы работаем на одной территории, но разногласий или конфликта у нас нет», — говорит Антон Антонян.

Джавахетия считается сложным регионом Грузии. В основном из-за того, что многие проживающие здесь этнические армяне не владеют грузинским языком и не интегрированы в грузинское общество.

Грузинский язык в школах Джавахетии преподавался всегда, но на низком уровне. Долгое время не было достаточно подготовленных учителей, так как выпускники вузов не хотели ехать в глушь. Уроки могли вести учителя, которые хоть немного говорили по-грузински. Зачастую уроки просто числились в расписании, а на самом деле не проводились. В советские годы грузинский язык здесь вытеснялся русским, а после обретения Грузией независимости власти долгое время не уделяли этому вопросу внимания. Программы обучения национальных меньшинств грузинскому языку начали действовать в регионах после 2005 года. Начали вводиться новые методики и новые учебники, была усилена подготовка учителей и разработана программа помощи нацменьшинствам при поступлении в грузинские вузы.

Сложность заключается и в суровых климатических условиях Самцхе-Джавахетии. Наиболее доступная отрасль сельского хозяйства здесь — картофелеводство, а рынок сбыта весьма ограничен. Поэтому многие местные жители уезжают на заработки в Россию. Так как получить российскую визу гражданину Грузии довольно непросто, многие живущие в Грузии армяне получали ради поездок в Россию гражданство Армении, которая пользуется безвизовым режимом с Россией.

Жители Джавахетии имели и по два, и даже по три паспорта, пока власти Грузии в 2014 году не внесли поправки в закон «О правовом положении иностранцев». Двойное гражданство для граждан Грузии теперь не предусмотрено, и многие жители Джавахетии, имевшие армянский паспорт, лишились грузинского гражданства. В ряде случаев нарушение становилось очевидным, когда жители Джавахетии предъявляли на границе оба паспорта. Лишение грузинского гражданства стало большим ударом для местных жителей, разделило многие семьи.

Похожее изображение

После ряда встреч с местным населением центральные власти приняли решение задействовать программу, по которой жители Джавахетии, не имевшие грузинского гражданства, могли получить вид на жительство упрощённым способом. Действовала она с февраля по июнь 2015 года. В целом же получить грузинское гражданство сложно — его предоставляет президент, а процедура рассмотрения проходит через службу государственной безопасности. Поэтому многие жители Джавахетии по-прежнему скрывают свое второе гражданство из страха его потерять и из-за боязни бюрократической волокиты.

Регион существенно зависит от финансовых поступлений из России — от жителей Джавахетии, которые работают в России по 8-9 месяцев в год, и от тех армян, которые переселились в Россию на постоянное место жительства, но помогают финансово своим родным в Джавахетии.

Периодически Джавахетия становится объектом ксенофобских высказываний и обвинений в сепаратизме. Между тем, по мнению экспертов, проблема сепаратизма для региона уже не актуальна.

«Темы сепаратизма в Джавахетии нет, у этого региона другие проблемы — социально-экономические. Этот регион находится в суровых природных условиях и поэтому нуждается в большем внимании центральных властей Грузии. Многое зависит от Тбилиси, от продуманной властями национальной политики, от механизмов поощрения населения, от того, какие условия будут созданы для активной интеграции армян региона в грузинское общество. Регион сложно, долго интегрируется в грузинское общество», — так прокомментировал «Кавказскому узлу» ситуацию в Джавахетии научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джони Меликян.

Обучение государственному языку эксперт считает самым эффективным механизмом интеграции. В Грузии с 2010 года действует образовательная программа «1+4», которая ориентирована на выпускников средних школ из регионов, где компактно проживают этнические меньшинства. Согласно программе, они зачисляются в грузинский вуз, сдав лишь один стандартизированный экзамен — по общим навыкам. Сдать его можно на родном языке — армянском, азербайджанском или русском. Перед тем, как приступить к обучению, зачисленные студенты в течение года изучают грузинский язык, а затем в течение четырех лет изучают выбранную специальность уже на грузинском языке. Программа финансируется из госбюджета, и студенты учатся бесплатно. Благодаря этой программе многие старшеклассники региона заинтересованы в том, чтобы получать образование в Грузии, тогда как ранее большинство абитуриентов рассматривали переезд в Армению.

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button