Аналитика

Смелый отказ Сейрана Оганяна? он знает, что произошло.

В беседе с Forrigths.am бывший министр обороны Армении Сейран Оганян, комментируя создание парламентской комиссии по изучению обстоятельств Апрельской войны, задался вопросом, кто будет проводить исследование – те, кто не служил в армии?

Но разве только те, кто служил, имеют право задавать вопросы и проводить исследование? Тем не менее, экс-министр намекает на отсутствие в парламенте потенциала для столь серьезного расследования. Ведь речь идет о событии, которое, помимо гуманистических и правовых аспектов, несет в себе и глубокий политический и геополитический компонент, потому и требует высокой квалификации.

О работе комиссии можно будет судить по ее результатам. Однако, бывший в те дни министром Сейран Оганян, по сути, должен быть больше всех заинтересован в выявлении всех обстоятельств, поскольку руководил армией с 2014 по 2016 гг. и командовал силами, которые были последней нитью, удерживавшей суверенитет Армении и военно-политическую субъектность, а также являющей собой узловое звено международной системы безопасности.

Вот почему долгие годы армия была предметом закрытых и открытых исследований международных силовых центров, которые пытались понять, на что способна эта армия и какую политическую ответственность и смелость может взять на себя командование, в том числе министр.

Армия под руководством министра, фактически, одержала победу, отбросив апрельское наступление, которое противник спланировал при пособничестве нашего формального союзника. Но сам министр понес поражение, поскольку после войны не сумел обеспечить политическую капитализацию военных побед. Причин, конечно, немало, в том числе объективных. В конце концов, Сейрану Оганяну хватило смелости и достоинства отклонить предложение о занятии должности генсека ОДКБ.

Но вопросы остались, как и разрыв между военной победой и политической капитализацией (комиссия на деле должна указать именно на то, что территориальные потери стали провалом не вооруженных сил, а политического руководства).

Эту задачу не мог решить и Серж Саркисян, опять же по субъективным и объективным причинам. Саркисян в итоге пошел по пути назначения на должность главнокомандующего местоблюстителя, который хорошо выполнял свою декларативно-антуражную роль, но тоже не смог обеспечить политическую капитализацию. Потому что был принципиально лишен органической связи с военным компонентом воюющей армии.

Ситуация переменилась после Бархатной революции, и новые власти сразу же приступили к политической капитализации военных побед, назначив на эту должность Давида Тонояна и наделив его широкими внешнеполитическими полномочиями.

Создание парламентской комиссии по изучению Апрельской войны – еще один этап процесса повышения военного потенциала Армении на новый политический уровень.

Поможет ли Сейран Оганян, его личное дело, но если он попытается препятствовать, то это будет не только плохо, но и опасно.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button