
К этому ,поцелованному богом священнику стекаются тысячи паломников со всего мира и разных национальностей…
Дальняя обитель
– Приехал сюда как-то раз один парень. Говорит: “Хочу у вас покреститься”. Он был русский православный. Я говорю: “Я не могу тебя крестить, к тебе в России тогда плохо относиться будут”. Он уговаривал – я отказался все равно. Он уехал, путешествовал. Потом опять приезжает, говорит: “Все равно хочу у вас покреститься”. Ну я покрестил, раз он такой решительный… Армянская церковь – национальная, она никогда никого не стремилась обращать в свою веру. Народ рассеян по миру, но вера его объединяет.
Отец Микаэл говорит очень тихо, сквозь его большую черную бороду проглядывает смущенная улыбка.
– Я, когда закончил семинарию, сам сюда просился. Во-первых, я люблю святого Григория Татеваци (религиозный писатель XIV века, был настоятелем Татева в его “золотой век”). А во-вторых, когда я учился, мы однажды ходили сюда паломниками – пешком от Эчмиадзина до Татева (это километров 300 – сначала через Араратскую долину, потом по горам). Две недели шли. На меня это тогда большое впечатление произвело. И я потом просил католикоса назначить меня в Татев. Пять лет уже тут служу. Есть возможность перевестись, например, в Эчмиадзин (“столица” Армянской церкви), но я не хочу. Там много суеты, а здесь тихо – можно молиться, читать, размышлять.
Главная церковь Татева – святых Петра и Павла (по-армянски – Петроса и Погоса) – начала Х века. У самых стен земля обрывается в Воротанское ущелье. Камни испещрены крестиками – говорят, их многие века вырезали паломники, приходившие в Татев. С другой стороны вдоль стены – хачкары.
– Видите, крест цветет, – показывает отец Микаэл. – Такое только у нас бывает.
В 90-е он закончил факультет прикладной математики Ереванского университета. Но потом решил уйти в монахи. Пожимает плечами:
– Бог позвал…
При Григории Татеваци в монастыре жили человек 800 – примерно столько же, сколько сейчас – в деревушке Халидзор, которая смотрит на него с другой стороны Воротанского ущелья. Сейчас монахов двое: настоятель отец Микаэл и молчаливый, стремительно передвигающийся причетник. Вдвоем они служат в огромной церкви Петроса и Погоса.