Армянский кинемотографЖизнь замечательных людей..Знаменитые армяне

Фильм «Пэпо» является одним из символов становления Армении.

В 1935 году армянский кинематограф открыл новую страницу в своей истории. В этот год был снят первый армянский звуковой фильм — «Пэпо». И что удивительно – вот уже ровно 80 лет, как эта картина с завидной регулярностью появляется на наших экранах. Никого из создателей фильма уже нет в живых, а он живет и не стареет. Его с нескрываемым удовольствием смотрят несколько поколений зрителей. Фильм задумал и воплотил в жизнь режиссёр Амо Бек-Назаров. Он собрал прекрасную творческую группу, в том числе, известных актёров армянского театра и кино – Грачья Нерсисяна, Авета Аветисяна, Асмик, Давида Маляна, Армена Гулакяна, Нину Манучарян. За камерой стоял видный оператор «Мосфильма» Дмитрий Фельдман, а главную женскую роль исполняла известная в Закавказье актриса немого кино Татьяна Махмурян. О том, в чём секрет долговечности фильма «Пэпо», о процессе съёмок и о творческой судьбе занятых в фильме людей рассказала «АРКА Style» дочь Дмитрия Фельдмана и Татьяны Махмурян – Елизавета Фельдман.

— Елизавета Дмитриевна, Ваши родители к моменту начала съемок «Пэпо» прошли определенный творческий путь. Они встретились и познакомились в период создания фильма? Е.Фельдман — Имя оператора Дмитрия Фельдмана к тому времени уже было известно. Он снял ряд художественных лент, таких как «Привидение, которое не возвращается» вместе с режиссёром Абрамом Роомом, «Тихий Дон» (первая экранизация) с режиссёрами О.Преображенской и И.Правовым, «Петербургская ночь» с режиссёром Григорием Рошалем. Смело можно сказать, что он был новатором киноизображения. Он первым стал снимать на ходу, с камерой в руках двигаясь за актёром, ведь до этого камера в кино традиционно была неподвижна. Татьяна Махмурян стала сниматься в кино с 18 лет, ещё на заре армянского кинематографа в конце 20-х годов. Она создала на экране собирательный образ молодой, красивой, скромной армянской женщины – близкий и присущий нашему народу, который нашёл совершенное воплощение в образе её героини Кекел в фильме «Пэпо», снятом по мотивам одноимённой пьесы драматурга Габриэла Сундукяна.

К встрече Фельдмана и Махмурян привела череда случайных совпадений. Поезд из Москвы в Ереван в те годы шёл через Баку. И именно там в международный вагон, которым ехал оператор Фельдман, подсела молодая актриса Татьяна Махмурян, которая направлялась на пробы на роль Кекел. Обратив внимание на футляр кинокамеры, она решила, что её попутчик – музыкант, однако в беседе выяснилось, что они оба – работники кино, более того, оба направляются в Ереван на съёмки фильма «Пэпо». — Родители наверняка рассказывали Вам о том, как проходили съёмки фильма… Е.Фельдман — Да, «Пэпо», снимался с большим размахом, и география съёмок была довольно обширной. Натуру снимали в Ереване и Тбилиси, а павильонные съёмки проходили в основном в Москве, на киностудии «Мосфильм». В Ереване на большом пустыре перед церковью Сурб Саркис был построен рынок: фруктовые ряды и лавки, торговый дом Зимзимова, ситцевая лавка Дарчо и «фирма существует ВСЭГДА» Дулули. Массовки были праздником для ереванцев. Любимых актёров узнавали. В Тбилиси съёмки с плотом на Куре проходили при огромном стечении народа на берегу. А сколько было съедено и выпито в авлабарских духанах для полного погружения в жизнь тифлисских кинто…

В Москве на киностудии, где шли павильонные съёмки, все бросали работу и собирались вокруг съёмочной площадки «Пэпо» – поглазеть на восточную экзотику. В те годы звук записывался синхронно, в связи с чем весь эпизод снимался без перерыва – целиком. Поэтому и сами съёмки становились театральным зрелищем: бал в доме Зимзимова, помолвка Кекел, сцена в бане. Когда отец или мама начинали рассказывать о съёмках «Пэпо», лица их светлели, глаза светились, и я понимала, что это было самое счастливое время их жизни. Он смотрел на неё сквозь объектив камеры и творил чудеса кинопортрета. Нежная тень кружев на лице в церкви на фоне горящих свечей, слегка размытых. Округлый контур лица и смущённая улыбка, прячущаяся в углах губ в сцене помолвки. И, наконец, само целомудрие в бане. Аппарат скользит по обнажённой фигуре, задерживаясь на лице, а затем на изящной ступне, продолжая движение вниз на мраморный пол.

Портреты героев фильма были столь ярки и образны, что стали как бы вторым «я» актёров. Недаром, узнавая на улицах, люди называли их именами героев. Я помню, маму часто окликали ласково: «Կեկել ջան, ո՞նց էս» (Как поживаешь, Кекел джан?). — А как зритель воспринял этот фильм? Е.Фельдман — Премьера «Пэпо» состоялась в Ереване, в зале, расположенном в саду «Флора». Зрители приходили с транспарантами, плакатами. Мама рассказывала, что сам воздух, казалось, был пропитан радостным ожиданием, а после показа примерно час никто не расходился, и аплодисменты не умолкали. А в Тбилиси народ шёл на фильм торжественно – с вином и фруктами, с музыкой и пением. Во время сеансов вместе с экранными героями в проходах пели и танцевали настоящие кинто. Песни из «Пэпо» сразу стали народными, и порой люди забывали, что автором музыки к фильму был молодой, будущий великий композитор Арам Хачатурян. — В чём, на Ваш взгляд, секрет долговечности «Пэпо»?

Е.Фельдман — Фильм «Пэпо» стал одним из символов становления Армении. Создание этой картины, сам процесс работы над ней стал эпопеей не только для участников фильма, но и для всего армянского народа – был такой феномен в те годы. 20-30 годы прошлого столетия, как мне кажется, примечательное время для Армении, только начинающей создавать свою культуру, свою жизнь после трагических лет потерь. Начался приток в страну творческой и научной интеллигенции, вышедшей из просвещённых армянских семей XIX века. Среди них – архитектор Александр Таманян, композитор Александр Спендиарян, художник Мартирос Сарьян, скульпторы Ара Саркисян, Ерванд Кочар, искусствовед Рубен Дрампян, инженер Иосиф Тер-Аствацатуров и многие другие. Феномен этот длился недолго… Но то, что создали эти люди, осталось нам и последующим поколениям как наследие и завет. К числу этих людей следует отнести также и режиссёра Амо Бек-Назарова. Приехав в Закавказье, он посвятил себя созданию кинематографа. Сначала в Тбилиси, а затем в Ереване он снял несколько немых фильмов. Ереванская киностудия своим созданием и начальным высоким уровнем обязана его таланту и энергии.

Бек-Назаров не случайно выбрал для экранизации пьесу Сундукяна «Пэпо». Она всегда собирала аншлаги и шла с успехом на сцене армянского театра как в Тбилиси, так и в Ереване. А теперь зазвучала также и с экрана. С годами уходили современники фильма и его участники. И по прошествии лет «Пэпо» занял достойное место в истории армянского кинематографа. — Как сложилась творческая судьба Ваших родителей после «Пэпо»? Е.Фельдман — После фильма «Пэпо» Фельдман вернулся на «Мосфильм», куда его пригласил режиссёр Юлий Райзман для съёмок картины «Последняя ночь». Эта лента стала последней, снятой им на киностудии «Мосфильм». Наступил 1937 год, оставаться в Москве родителям не было возможности. Началась их «Закавказская одиссея» — они работали на киностудиях Баку, Еревана, Тбилиси. В течение следующих 15-ти лет Фельдман снял такие ленты, как «Сабухи», «Утро» (Баку), «Давид Бек», «Тайна горного озера», незаконченный фильм «Второй караван» (Ереван), «Давид Гурамишвили», «Заноза», «Отарова вдова» (Тбилиси). Дмитрий Моисеевич первым снял в кино Любовь Орлову, его камера запечатлела актёров Ольгу Жизневу, Эмму Цесарскую, Григория Абрикосова, Верико Анджапаридзе, Лию Элиава. Жизнь Фельдмана трагически оборвалась на съёмках фильма «Артист» режиссёра Армана Манаряна (Арменфильм) по одноимённой повести Александра Ширванзаде в Одессе в 1963 году. Фильм «Артист» на экраны не вышел. После того как Татьяна Махмурян снялась в фильме «Давид Бек», где она сыграла роль Гаяне, семья уехала из Еревана, а на киностудиях Тбилиси и Баку ей не предлагали сниматься. В 35 лет, в полном расцвете красоты и артистических способностей, она оказалась вне процесса кинопроизводства. Так ярко взошедшая звезда армянского кино не появлялась более на экранах.

Однако Махмурян все годы своей жизни оставалась в сфере искусства Она работала экскурсоводом в Картинной галерее, привела в порядок музейную картотеку, на базе которой составила полный каталог Армянской картинной галереи. А с 1965 года Махмурян работала в Доме художника, стала мастером экспозиции художественных выставок. Татьяна Львовна делала экспозиции выставок армянских художников в выставочных залах Советского Союза, в самой Армении и в других странах, готовила к этим выставкам буклеты и каталоги. С художниками у неё были самые тёплые отношения, её друзьями были Лавиния Бажбеук-Меликян, Минас Аветисян, Роберт Элибекян, Александр Григорян, Оганес Шарамбеян, Генрих Мамян, а также Мартирос Сарьян, Мариам Асламазян, Бабкен Колозян, Акоп Коджоян. А в кино она всё-таки вернулась… Сначала это был фильм «Крик павлина» (1982 год) режиссёра Сергея Бабаяна. А в 1987 году известный режиссёр Эдмонд Кеосаян пригласил Махмурян на роль матери в пожилом возрасте в своём автобиографическом фильме «Вознесенье». Так, спустя 50 лет после фильма «Пэпо» актриса Махмурян снова появилась на экране. Вся её жизнь прошла в искусстве. Она начала и закончила свой путь Актрисы длиной в 60 лет.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button