АналитикаАрмянеБез рубрикиВ мире интересногоВсе о самом интересном..Интересные фактыИсторияИстория Арменииоб АрменииОчевидное невероятноеПо страницам историиСтраницы истории

Армения во 2-ом тысячелетии до н.э.

а) Армянское нагорье в  XX-XXVIII веках до н.э. На севере Передней Азии действовал торговый путь металла, который простирался от Канеша (город на востоке Малой Азии) до Ашура.

Армянское нагорье

С данным путем были связаны более трех десятков населенных пунктов Армянского нагорья, из которых экспортировались многочисленные металлы: золото, серебро, медь, олово и т.д. В клинописных записях, найденных  в  Канеше упоминаются десятки армянских царств: Цупана (Софена), Тегарама (Тогарма), Хах(ум), Тугриш и др..

б) Царство Митанни. В XVI веке на юго-западе Армянского нагорья и на севере Междуречья было создано индоевропейское царство Митанни со столицей  Вашшуканни. Это царство играет значительную роль в Передней Азии начиная с конца XVI века. Цари Митаннии наподобие египетских, вавилонских, хеттских владык носили титул «Великого царя». Влияние Митаннийских царей распространилось на востоке до долины рек Бохтан и Большой Заб, на западе до берегов Средиземного моря и гор Киликийского Тавра. Цари Митаннии были индоевропейского происхождения. Об этом свидетельствуют не только их имена, но и почитание ими индоевропейских богов. Митаннии было суждено вступить в вооруженное столкновение с Египтом, так как последний, начиная мстительную войну против гиксосов, направил удары против Митаннии. Митанни находилось в длительном военном конфликте с Хеттской державой, находящейся в Малой Азии. Его падение же было связано с ударами развивающейся в XIII веке Ассирии.

 в) Царство Хайаса.

Киликийская Армения В Хеттских клинописных записях в связи с событиями XV-XIII веков упоминается страна Хайаса.  В основе данного топонима лежитсамоназвание армянского народа. В Хеттском языке топонимы образовывались с помощью частички а(са) , то есть Хайаса означает «Айк, Айястан». Хайаса упоминается в западных частях Армянского нагорья.  Одним из наиболее важных центров Хайасы являлась Кумаха – в будущем Ани-Камаха Высокой Армении, где находился мавзолей армянских царей.

Хайаса последний раз упоминается в конце XIII века. О завершении истории Хайасы в науке есть две точки зрения. Согласно первой  –  падение Хайасы должно было произойти в конце XIII века. Сторонники другой версии утверждают, что Хайаса продолжала существовать, однако более не упоминалась под хеттским названием «Хайаса», так как в XIII веке Хеттская держава пала.

Хайаса имела свой царский двор, армию и мифологические центры. Хайаса выводила армию, состоящую из 700 колесниц и 10 тысячной пехоты, что представляло собой значительную силу по тому времени. Также она имела свой пантеон. Исходя из упоминаний хеттскими  источниками армяно-хеттской переписки, Хайаса имела царский архив, со своими  книжниками, которые вели государственную письменность.

 г) Наирийские «страны». В Ассирийских источниках область озера Ван и обширные территории к югу и западу от него именовались обобщенным названием «Наири». На этой просторной территории жили многочисленные племенные государства, объединенные на федеративной основе, которые в ассирийских источниках назывались «странами». Топоним «Наири» впервые упоминает царь Ассирии Салманасар I (первая половина XIII века). О мощи Наирийских «стран» свидетельствует тот факт, что Салманасар I был вынужден в приграничных городах поставить особые части для предотвращения наирийских нападений на Ассирийские территории.

Наирийские «страны» и 40 их предводителей (которые в источниках упоминаются как цари) упоминаются в записях преемника Салманасар I Тукулти-Нинурта (XIII век) и через полтора века Титглатпаласара I (XII-XI вв.). Следует отметить, что, несмотря на то, что предшественники пишут о завоевании и  подчинении Наирийских «стран», Титглатпаласар I называет Наири «просторной, свободной и неизвестной» страной. Ассирийские цари говорят о «больших городах», «богатствах», «многочисленных лошадях, мулах, стадах коров и бесчисленное количество сельскохозяйственного имущества», что говорит о власти и богатстве этой страны.

Двумя веками позже из записи Ассирийского царя Ашшурнасирапала  II (IX век до н.э.)  узнаем, что он организовал четыре похода против Наири, и там вовсе не говорится не о каком-то союзе нескольких стран, но об одной объеденной стране-государстве. Упоминаются «в стране Наири 250 городов  с мощными крепостными стенами». Наири как единое государство упоминается также его преемником Салманасаром III (IX век до н.э). Именем «Наири» свои страны называли правители царства Ван (Биайнили, Урарту, Арарат)  в своих записях на ассирийском языке.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *