Известная в Советском союзе армянская киностудия «Арменфильм» имени им. Амо Бекназаряна, где прежде снималось по четыре картины в год, уже много лет как пришла в упадок. Корифей отечественного кинематографа Левон Атоянц рассказал, как разворовывали «Арменфильм».
Студию «Арменфильм» начали растаскивать еще на закате существования Советского Союза, рассказаллегендарный ки нооператор Левон Атоянц.
По его словам, на «Арменфильме» был редкий коллектив. Атоянц объездил все киностудии СССР, но говорит, что в Армении был лучший. В первые годы существования студии в год снималось четыре картины, потом 8-12 художественных фильмов. Там было два больших павильона в 400 квадратных метра. Была лучшая техника в Союзе.
В последние годы существования Союза неразбериха проникла и на киностудию. Грабеж «Арменфильма», по словам Атоянца, проходил так, как будто ничего особенного и не происходит. Он начинался с мелочей, сначала в расход пошла пленка – продавалась фотографам на площадях.
Потом начали красть архивные пленки 20-30-ых годов. Их сжигали, чтобы получить серебро. Доходило до того, что звонили ему самому, спрашивали, «нет ли еще пленки». За этим пошли холодильники, антикварные машины.
«У нас было 6 фаэтонов, 6 лошадей, антикварные машины – все исчезло. Не знаю, что случилось с двукрылым самолетом», — сказал Атоянц.
По его словам, «Арменфильму» принадлежало было более 100 антикварных машин, в том числе грузовики ГАЗ-32 и старые ГАЗ М-1.
«Когда показали гараж Манвела Григоряна, я узнал три-четыре наши машины «Победа», «ЗИМ», советский военный «Виллис» (ГАЗ). Еще одна машина – это точно из нашего гаража», — сказал Атоянц.
Разграбление «Арменфильма» осуществлялось с попустительства руководства киностудии. Менялись министры, директора, пропала дисциплина. Рельсы, тележки и другая техника сдавалась на время, потом исчезала навсегда.
Против того, что творилось, выступали всего несколько человек, в том числе, сам Атоянц, но это не могло спасти ситуацию. Они же были против продажи здания студии «Арменфильма». Многим заплатили, и они молчали.
«Арменфильм» приватизировали в 2003-2004 гг. за 600 тысяч долларов. При этом, по словам оператора, только территория стоила миллионы, не говоря о зданиях и гараже.
«Я до сих пор не могу понять, как власти допустили такую глупость», — с горечью отмечает Атоянц.
По его мнению, студия еще сохраняет потенциал. Территория Армении маленькая, но на этом пятачке есть и горы, и пустыни, и «море», далеко за съемками ехать не нужно, здесь могут снимать картины и иностранцы.
«Можно было делать бизнес, страна могла бы получать огромные деньги. Кстати, иранцы приезжали, интересовались», — отметил Атоянц.
По его словам, когда говорят о том, что для восстановления «Арменфильма» нужны большие деньги – это очень далеко от истины. Ничего невозможного нет.
«Огромная территория, обнесенная бетонными стенами, уже стоит миллионы, то же самое касается зданий. Нужна кинотехника, 5-6 суперсвоременных камер, монтажные возможности — компьютеры», — сказал Атоянц.
По его словам, если действительно будет «наведен порядок», то найдутся инвесторы. Кинооператор также считает, что Дом кино, восстановленный несколько лет назад, нужно превратить в международный дом кинематографистов-армян.
Это, по его словам, должно стать зданием «министерства иностранных дел в области кино». И тогда восстановится дух кино, уверен Атоянц.
«Арменфильм» был приватизировали в 2003-2004 гг. Ее продали компании «Armenia Studios», являющейся частью холдинга «CS Media city». Новые владельцы студии, согласно условиям договора, взяли на себя обязательство в течение 10 лет вложить в студию 70 миллионов долларов. Предполагалось, что в год будут сниматься 4 художественных, 3 мультипликационных и 5 короткометражных картин.
Но почти за 10 лет там не было снято ни одного фильма. За годы бездействия строение пришло в негодность, вынесли даже мебель и оборудование.
Летом 2015 года студию вернули в собственность государству, так как ее владельцы в течение 10 лет не реализовали обещанных инвестиций, а также не выполнили взятых обязательств по оцифровке фильмов. Но и после этого изменений в судьбе «Арменфильма» не произошло.