24 апреля 1915 года в столице Османской империи Стамбуле прошли аресты представителей армянской интеллигенции, с которых и началось массовое уничтожение армян.
В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру.
В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.
Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла именно тогда.
Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителе турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.
Уже в феврале 1915 года против османских армян стали применяться чрезвычайные меры. 100 000 солдат армянской национальности были разоружены, введённое в 1908 году право гражданских армян на ношение оружия было отменено.
Технология уничтожения
Правительство младотурков планировало осуществить массовую депортацию армянского населения в пустыню, где люди были обречены на верную смерть.
Тактика депортации заключалась в первоначальном отделении от общего числа армян в том или ином населённом пункте взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались во избежание оказания сопротивления. Молодые девушки из числа армянок передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами под конвоем жандармов. Колонны армян, зачастую лишённых еды и питья, гнались в пустынные районы страны. Тех, кто падал без сил, убивали на месте.
Методы расправ практиковались самые жестокие — людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём. Расправа над армянским населением Османской империи продолжались вплоть до окончания Первой мировой войны.
Общее число жертв геноцида армян по сей день окончательно не установлено. В период с 1915 по 1918 годы в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 миллиона армян. Те, кто смог уцелеть в бойне, в массовом порядке покидали родные земли
По разным оценкам, в Османской империи к 1915 году проживали от 2 до 4 миллионов армян. В современной Турции проживает от 40 до 70 тысяч армян.
Большинство армянских церквей и исторических памятников, связанных с армянских населением Османской империи, были уничтожены либо превращены в мечети, а также хозяйственные помещения.
В 1915 году, во время геноцида армян Османской Империей, по личному приказанию Государя Николая Второго была открыта русско-турецкая граница, в результате чего 375 тысяч армян были спасены от гибели.
Тер-Маркариан, говоря о страшном преступлении турок, писал: «… У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течении года беспрепятственно устраиваться по всей Российской Империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта.
Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся. Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным.
Всего, таким образом, было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян. Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным.
После начала I Мировой войны для координации работы с хлынувшими в столицу месяца беженцами был создан КОМИТЕТ вел. кнж. ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (ТАТЬЯНИНСКИЙ КОМИТЕТ).
Располагался по адресу: ул. Жуковского, 59 (доходный дом Хабловской). Состоял под почетным председательством ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны. Вел. кнг. Татьяна Николаевна, которой накануне исполнилось 17 лет, лично участвовала в учреждении и затем в управлении деятельностью Комитета. Комитет был включен в состав Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, под председательством императрицы Александры Федоровны.
В задачи Комитета входило оказание единовременной материальной помощи пострадавшим, содействие воссоединению семей и отправлению беженцев на место постоянного жительства, приискание занятий для трудоспособных, помещение нетрудоспособных в больницы, богадельни и приюты, устройство детей в учебные заведения, организация собственных приютов. Прибывших беженцев встречали на вокзалах, регистрировали, раздавали талоны на питание, давали временный приют на 5–10 дней, затем размещали в городах и поселках Петроградской губернии.
Вакантные места беженцам и их близким предоставляли больницы, родильные приюты, санатории, содержавшиеся и субсидировавшиеся вел. кнж. Татьяной Николаевной.
Пострадавшим выдавались экстренные справки на проезд по железной дороге, документы о регистрации, о льготах по переезду. Комитет следил за перемещением войск, налаживая почтовую связь родных с военнослужащими, координировал помощь пленным воинам.
В ведении Комитета было два убежища (6-я Рождественская, ныне 6-я Советская ул., 8 и ул. Гоголя, 19 – в помещении страхового о-ва «Помощь»), а также детский польский приют в Озерках.
При Комитете был создан Особый отдел по регистрации беженцев (председатель – помощник директора Центрального статистического комитета В. И. Комарницкий). Отдел состоял из двух уполномоченных и семи членов, а также пяти представителей от петербургских национальных общественных благотворительных организаций (польских, латышских, литовских, еврейских, армянских); при нем было создано Всероссийское Бюро регистрации беженцев.
Комитет согласовывал свою работу с Особым совещанием по устройству беженцев, учрежденным 30 августа 1915 «для обсуждения и объединения всех мер по обеспечению нужд беженцев» (председатель – министр внутренних дел).
В распоряжение Комитета поступали средства от кружечного сбора, от устройства благотворительных балов, лотерей, базаров и выставок, пожертвования от частных лиц и благотворительных организаций. Действовала программа сбора продовольствия под названием «Ковш зерна нового урожая». К 1 января 1917 было собрано 2 446 658 рублей; четверть этой суммы в виде денег, продуктов и товаров была роздана непосредственно беженцам, остальные средства пошли на дело общей помощи и устройство жилищ и приютов. К началу 1917 Комитет смог установить 500 тысяч пострадавших, оторванных от своих семей и наладить их связь с близкими.
«Императрица вложила много труда в этот госпиталь. Подобного не делала ни одна другая монархиня Европы. Она работала с дочерями с девяти утра до двух часов ночи ежедневно, а иногда и дольше. Она неизменно возвращалась по вечерам и иногда, когда привозили тяжелораненых, оставалась в госпитале на всю ночь», — отмечалось в статье Richmond Times-Dispatch.
В течение 1915 года число лишь армянских переселенцев в регионе превысило 200 тысяч человек. Усилиями «Татьянинского комитета» им было переведено около 200 тысяч рублей, отправлено 40 вагонов с предметами первой необходимости: постельными принадлежностями, одеждой и обувью.
Гуманитарная помощь организации направлялась в Карс, Сарыкамыш, Александрополь, Эривань, Игдир, Нахичеван, Эчмиадзин и другие города и области.
Кроме этого были открыты бюро, которые оказывали помощь в трудоустройстве армянских беженцев. В условиях военных действий на Кавказском фронте вопрос беженцев и организации гуманитарной помощи был одним из ключевых. Для преодоления гуманитарной катастрофы вместе с «Татьянинским комитетом» помощь армянам предоставляли также Всероссийский союз городов, Российский Красный Крест и другие организации. После революции 1917 года основанный Татьяной Романовой комитет был переименован во Всероссийский комитет помощи пострадавшим от войны.
Материал подготовила: Марина Галоян