АналитикаИсторияНовостиПолитикаПолитики

Турецкое общество медленно, но верно признает армянское наследие.

Наш собеседник – Озгюн Ошчер (Özgün Özçer), журналист из Константинополя, который сейчас работает на независимой репортерской платформе (p24), а ранее работал в газете Тарап.

Озгюн, прошло 105 лет после Геноцида армян. Эрдоган стал чаще обращаться к Первой мировой войне. Чего следует ожидать на сей раз?

На данном этапе любой прогресс по этому вопросу выглядел бы странно. И не только из-за пандемии коронавируса, но и потому, что Эрдогану приходится сталкиваться с массой проблем. Всего несколько недель назад он пытался открыть ворота в Европу для беженцев и спровоцировать кризис, но пандемия остановила этот чудовищный план. Карантин, безусловно, скажется на и без того раскачанной экономике. Права человека продолжают регрессировать. Его сотрудничество с право-радикальными националистическими силами обрело экзистенциональное значение, особенно, после того, как ведущие функционеры партии «Справедливости и развития» – экс-премьер Давутоглу и бывший министр экономики Бабаджан учредили новую партию. Возможно, Бабаджан получит финансовую поддержку из-за рубежа, пока Давутоглу будет обращаться к панисламистам. Чем больше политика Эрдогана напоминает череду проблем и разводов, тем больше он строит из себя «хорошего парня». Я честно считаю, что ничего от этого режима уже не стоит ждать.

Власти Армении говорят о необходимости нормализации армяно-турецких отношений без предусловий, Турция не соглашается. Почему?

Причина – политический тупик в Турции. Нет никакого резона для нормализации отношений. Возьмем, к примеру, курдский вопрос: бывший сопредседатель Демократического союза прокурдских народов Демирташ уже три года за решеткой. Они воспользовались как игрушкой Европейским судом по правам человека. Начиная с 2016 года правительство стало устанавливать контроль в общинах, которые руководились Союзом прокурдских сил, назначая «опекунов», которые подчиняются исключительно президенту, арестовав избранных глав муниципалитетов. После отделения от организации Гюлена они утеряли консервативный электорат, что заставило их сотрудничать с националистами, поэтому они никогда не пойдут на компромисс с Ереваном.

В качестве позитивного факта следует отметить, что Турция медленно, но верно начинает признавать армянское наследие. Армянская община проводит отличную работу. 10-15 лет назад никто не слыхал о Запел Есаян, а сейчас ее считают одной из первых феминисток в Османской империи и восхищаются ею, несмотря на ее свидетельства о резне армян в Киликии. Год назад я впервые услышал о писателе Завене Берберяне. Его книги недавно были переизданы, и многие получили возможность оценить его работы. Нераскрытое убийство Гранта Динка по сей день остается незаживающей раной и позором, напоминающим об исторической ответственности. Когда завершится тупик и изменится политический ландшафт, вновь будет выдвинут вопрос о нормализации армяно-турецких отношений.

Эрдоган изъявил готовность в связи с коронавирусом помочь Армении медикаментами, Армения отказалась. Но какую цель преследовал Эрдоган?

Он предложил помощь также Италии, Испании, Великобритании… Он хочет показать, что Турция в состоянии бороться с пандемией лучше развитых стран. Это дешевый пиар. Сможет ли Эрдоган одолеть эпидемию, мы не знаем. Сейчас экономические и социальные проблемы выпячены как никогда.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button