Один из древнейших театров…краткий экскурс
В 1 тыс. до н. э., в эпоху рабовладельческого общества, из культа предков, связанного с воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами, посвященными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному, возник армянский трагедийный театр «дзайнарку-гусанов» и «вохбергаков». С культом Гисанэ-Ара, с празднованием возвращения весны и вакханалиями в честь богини плодородия «Анахит» также связан древнеармянский комедийный театр, актёрами которого были «катакергаки» и «катака-гусаны». Армянский профессиональный театр возник при армянских эллинистических монархиях из языческой мистериальной трагедии и народной комедии.
По свидетельству греческого историка Плутарха в 69 до н. э. царь Тигран II Великий (95—55 до н. э.) построил в южной столице Великой Армении Тигранакерте[3][4][5] здание по типу эллинистических амфитеатров Сирии, где давались представления. Известно также, что сын Тиграна царь Артавазд II (56—34 до н. э.), автор трагедий, создал в северной столице Армении Арташате (который римляне называли «Карфагеном Армении») театр эллинистического типа[3]. Согласно сведениям исторических источников, здесь выступала труппа во главе с трагиком Язоном, и в частности в 53 до н. э. была разыграна трагедия Еврипида «Вакханки». Начиная с I века до н. э. многочисленные исторические факты подтверждают непрерывность существования многообразного по жанрам и видам армянского профессионального театра[3]. Например в Армавире — столице древней Армении, обнаружены надписи на греческом языке с отрывками из трагедий греческих авторов или, возможно, армянского царя Артавазда II[6].
В древнеармянском театре получила развитие пантомима. Со II века известна армянская «вардзак» (актриса-пантомимистка) Назеник. Во II—III веках «дзайнарку-гусаны» и «вохбергу-гусаны» — армянские актёры трагедии исполняли греческие и армянские пьесы, а в середине IV века представления давались при дворе царя Аршака