Жизнь замечательных людей..Знаменитые армянеЧтобы помнили

Кремлевский долгожитель. Генералы в штатском — Анастас Микоян.

История

О неизвестных подробностях внешней политики Советского Союза в 50-60-х гг. XX века.

У Кремля имелся только один человек, который был способен, выражаясь шахматным языком, выигрывать партии даже тогда, когда фигуры стоят на доске на грани патовой ситуации. Это был Анастас Иванович Микоян. После его смерти некоторые западные политологи назовут его «лучшим кризисным менеджером СССР за всю историю государства». Его сравнивали с Талейраном или с Меттернихом. Иными словами, в период 1957-64 гг. он зарекомендовал себя, как один из самых выдающихся дипломатов ХХ столетия.

На протяжении 40 лет он входил в состав высшего руководства страны, став одним из главных кремлёвских долгожителей. Сменялись эпохи и вожди партии, и только Микоян был неизменен. В народе про него шутили: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Всю жизнь ему сопутствовало удивительное везение: он уцелел на фронте, выжил, будучи «27-м бакинским комиссаром», благополучно избежал сталинских репрессий, хотя неоднократно и оказывался на краю пропасти. Лайф выяснил секреты политической непотопляемости Микояна.

Как закалялась сталь

Анастас Микоян родился в 1895 году в одном из сёл Тифлисской губернии. По его словам — в семье бедного деревенского плотника. Грамоте обучился у монахов местного монастыря. Затем по ходатайству местного священника был зачислен в Тифлисскую духовную семинарию.

В своих мемуарах Микоян утверждал, что в партию большевиков вступил в 1915 году. Это достаточно дискуссионный вопрос, поскольку в начале этого года его политические взгляды были предельно далеки от большевизма.

Картинки по запросу Кремлевский долгожитель. Анастас Микоян

После начала Первой мировой войны в Российскую империю приехал Андраник Озанян. Родившийся в армянской семье в Османской империи, он был одним из самых знаменитых борцов с турками, некоторое время являлся активистом партии «Дашнакцутюн» и после начала войны предложил российскому правительству свои услуги в борьбе с османами. Озаняну было разрешено начать формирование добровольческих отрядов из армян для участия в боевых действиях на Кавказском фронте. В один из этих отрядов в конце 1914 года записался и юный Микоян. Однако пребывание на фронте было недолгим. Через несколько месяцев он заболел малярией и на фронт уже не вернулся.

Но даже если он действительно вступил в партию, то серьёзной роли не играл, поскольку после выздоровления вернулся на учёбу. После революции на Кавказе закрутился настолько стремительный водоворот событий, что зачастую появлялись самые странные и невероятные комбинации. Например, Микоян какое-то время был комиссаром отряда знаменитого армянского фидаи Срванцтяна, который отродясь большевиком не был и им не сочувствовал.

27-й бакинский комиссар

Приехав агитировать рабочих на бакинские нефтяные промыслы, Микоян очутился в эпицентре революционного хаоса, и только он сам знает, как ему удалось вырваться оттуда живым. Ведь никакой блестящей карьеры у него могло и не случиться. Шансы на то, что его жизнь прервётся в 1918 году, были близки к 100 процентам. Хотя бы потому, что он был арестован вместе со знаменитыми бакинскими комиссарами.

Эти комиссары были в СССР предметом культа. О них слагали стихи, в их честь называли улицы и устанавливали памятники. В 1918 году в Баку была провозглашена советская власть и сформировано правительство. Сам Микоян в состав правительства не вошёл, оставшись членом городского совета, в котором преобладали представители других левых течений, но не большевики.

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button