«Культура и история нашего молодого Государства у которого не прерывается связь с нашим древним Отечеством – вот истинная основа Тайны быть Армянином и редкой духовности, которая является краеугольным камнем Армянской Государственности», — Армен Ронов — Кинорежиссер.
Армянский царь Хосров долгие годы вел победоносную войну против Арташира. Последний решил с помощью заговора убить Хосрова: он послал в Армению парфянина Анака который коварно сблизился с Хосровом, убил его во время охоты.Возмущенные армянские нахарары истребили весь род Анака, а Арташир захватил Армению и убил потомков Хосрова. Спаслись лишь два младенца: сын Хосрова-Трдат и сын Анака – Григор, которых тайно увезли в пределы Римской империи.
Повзрослев, Трдат с помощью римлян завладел отчим престолом, а Григор, получив в Кесарии христианское образование, решил искупить вину своего отца Анака и посвятил себя служению Трдату. В Армении Григор начал проповедовать христианство, за что его прозвали Лусаворичем, т.е. Просветителем.Царь Трдат, не будучи в состоянии отвратить его от христианства, предал его пыткам и бросил в глубокую яму близ древней столицы Арташата – Хор-Вирап.
Армянский царь Трдат Аршакуни, прослышав о красоте одной из них, девы Рипсимэ, решил взять ее в жены. Рипсимэ, которая отдала свое сердце служению богу, отказалась от предложения царя-язычника, но ее насильно увезли во дворец.Рипсимэ противилась Трдату. Она, убежав из дворца, возвратилась снова в давильни. По приказу разъяренного царя, красавицу Рипсимэ и ее спутниц предали мучительной смерти – сожжению. Смерть Рипсимэ сильно подействовала на Трдата. Чтобы забыться, он отправился на охоту, но там его постигла кара небесная: выпав из колесницы, он принял обличие кабана.Превратившегося в кабана царя смог исцелить лишь вызволенный из Хор-Вирапа Григор. Трдат принял христианство, а Григор стал первым патриархом армян.
Воплощением земной красоты женщины у Григора Нарекаци выступает богоматерь, о чем свидетельствуют подзаголовки к песням. В
песнях Нарекаци изображается скорее вообще красота женщины, которой придаются яркие черты.
С ланий, подобных прекрасным цветам гранатовой рощи,
Что произросла из ее сердца,
Струилась янтарем любовь…
Самым ярким проявлением культа природы и гимна красоте является “Песня Вардавара” Григора Нарекаци, известная в русском переводе под названием “Алмазная Роза”:
Алый свет покрывалом благим,
А над тем покрывалом благим
Жемчугом нунуфар просиял.
В огромном просторе морском,
Отразилось сверканье цветка,
И зарделся сверканьем цветка,
На ветке пылающий плод…
(Перевод В. Брюсова)
Творчество Григора Нарекаци бессмертно, его поэма “Книга скорби” или просто – “Нарека”(так в народе принято называть “Книгу скорби”) – одно из величайших проявлений духовных возможностей человека.
Афоризмов в поэме много. Вот некоторые из них:
“ Того, что начал я, не завершаю”;
“Немудрый сам, я мудрых поучаю”;
“Я белым голубем в гнездо влетаю и вороном оттуда вылетаю”; …
Выражение “многострадальный” в применении к армянскому народу возникло на основе трагических перипетий его исторического пути в средние века и в новое время. И все же до нас дошли отдельные имена авторов этих писаний-армян и иноземцев, которых можно причислить к славному ряду деятелей.