Через Гарни к звёздам
В местечке Гарни, где сохранился единственный храм дохристианской эпохи, армяне изучали небо ещё в языческие времена. Поэтому не случайно, что в советское время было принято решение основать здесь институт космической астрономии.
«В институте создавались приборы, которые использовались для исследований на орбите», — поясняет профессор Ваагн Гурзадян.
Для того чтобы космонавты умели работать на этой аппаратуре, нужна была не только хорошая научная подготовка — знание звёздного неба, но и практические навыки. В 70-80-е годы Александр Кашин вёл в Гарни предполётные занятия с советскими космонавтами. Учил их использовать приборы, созданные армянскими специалистами. В институте они тренировались наводить аппаратуру на звёзды, которые отсюда очень хорошо видны, и прорабатывали все возможные операции в космосе. Тренажёры включали более 50 органов управления — индикаторы, кнопки, тумблеры. К тому же тренировки проходили в кромешной темноте.
«В космосе их ожидала работа в затемнённом модуле. Глаз должен был быстро адаптироваться к чёрному небу за иллюминатором, чтоб точно навести перекрестие на заданную звезду. В Армении они должны были научиться делать всё автоматически», — вспоминает Александр Кашин.
В армянском Гарни предполётную подготовку прошли около 40 советских космонавтов. Здесь был Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос, и его коллеги-космонавты Виталий Севостьянов, Николай Руковишников, Сергей Крикалёв, который потом долгое время возглавлял Центр подготовки космонавтов. Гостями Гарни в разное время были также генерал-полковник Пётр Климук и дважды герой Советского Союза Валентин Лебедев.
Бог в помощь астрономам
Уникальные приборы, побывавшие за пределами стратосферы, сейчас представлены в музее космоса, который недавно «переехал» из гарнийского института в Ереван, на территорию строящегося Технопарка. Сам музей был открыт ещё 15 лет назад, в рамках программы мероприятий по празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства.
«Аппаратура запускалась в космос на ракетах Р-5 и возвращалась на землю в капсулах, на парашюте. Но многие приборы остались на орбитальных станциях. Благодаря им были достигнуты важные достижения», — говорит профессор Ваагн Гурзадян.
Уникальность музея в том, что до экспонатов может дотронуться каждый посетитель и «ощутить» космическую пыль. После того, как музей заработал в Ереване и сюда хлынул поток посетителей, профессору Гурзадяну запомнилась одна из первых записей в книге отзывов. Девушка большими буквами с обилием восклицательных знаков написала, что открыт музей. Ни магазин одежды, ни ресторан, ни парикмахерская! Открылось предприятие, не приносящее прибыль в наш меркантильный век.