Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов.
Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite.
Вы можете и не узнать об существовании контрфорсов, если не подойдете к этому удивительному сооружению в виде буквы «Н».
Эта наиболее впечатляющая архитектурная особенность внешнего оформления собора заключается в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией фриза и галереи, которые центрированы относительно окна-розы.
Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.
Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.
Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.
Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.
Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».
Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.
Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).
Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз — это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.
Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.
На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос; нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.
В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии, что указывает на его более высокий статус, при этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают историки, содержит намек на его будущую роль жертвы.
Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) вас, несомненно, поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, — этим как бы подчеркивается святость алтаря.
Этот свет попадает в Нотр-Дам через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.