Газета «Голос Армении» пишет: «В Баку в очередной раз озаботились судьбой соглашения с Евросоюзом. «Карабах — препятствие в соглашении Азербайджана с Евросоюзом?», «Евросоюз отказывается признавать Карабах частью Азербайджана?» — такими заголовками вновь пестрят азербайджанские СМИ.
Вновь, поскольку в последние несколько лет, пока идут переговоры по новому соглашению между этой страной и Евросоюзом, в прессу неоднократно просачивались сведения о том, что основным препятствием на пути к его подписанию остается вопрос Арцаха. Точнее, наиболее болезненный для Баку вопрос — многострадальной «территориальной целостности».
Так, еще в 2015 году высокопоставленные чиновники подтвердили слухи о том, что Брюссель отказывается включать в текст соглашения этот пункт: нынешний премьер-министр, а тогда завотделом внешней политики администрации президента Новруз Мамедов заявил, что отказ ЕС подтвердить поддержку терцелостности Азербайджана является главным препятствием к разработке и подписанию нового документа. Прошло с тех пор целых 4 года, однако соглашение все еще не подписано.
И, несмотря на множество бравурных заявлений о грядущем подписании, на днях СМИ подтвердили, что этого в ближайшее время не произойдет. Во всяком случае — до выборов в Европарламент и формирования новых исполнительных органов. Насчет возможных сроков нет даже прогнозов.
Весьма примечательно, что информация о причинах задержки исходит не от официальных, а из оппозиционных источников. «Содержание соглашения о стратегическом партнерстве между ЕС с Азербайджаном, подписание которого запланировано в мае, остается в тайне, поскольку в тексте документа Нагорный Карабах не указывается неотъемлемой частью Азербайджана», — написал на своей странице в Фейсбук бывший посол Азербайджана в ОИС Ариф Мамедов, сообщает минвал.аз. По словам опального дипломата, Евросоюз выступает против отражения этого пункта в документе. «К примеру, в документах, которые ЕС подписал с Грузией, Украиной и Молдовой, оккупированные территории этих стран указаны в качестве их неотъемлемых частей», — отмечает Мамедов.
О том, что между сторонами есть разногласия в вопросе включения в текст пункта «Евросоюз является сторонником урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана», пишет и глава аналитического центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу. Минвал.аз подчеркивает, что «официальный Баку пока не комментирует эту информацию».
Между тем, другому рупору властей — сайту удалось выяснить из правительственных источников, что в ближайшее время подписание стратегического соглашения между Азербайджаном и Евросоюзом не предусматривается, поскольку «стороны планируют обсудить некоторые вопросы, которые все еще остаются открытыми». Сообщается также, что самым важным для Азербайджана является расширение энергетического сотрудничества.
«Трубопровод TANAP, посредством которого азербайджанский газ будет доставляться в Европу, будет готов к эксплуатации в 2020 году. Официальному Баку жизненно важно добиться подписания соглашения о стратегическом партнерстве с Брюсселем до завершения строительства TANAP» — говорится в статье. По сути дела, в Баку сомневаются уже даже в том, что соглашение будет подписано до конца нынешнего года. Причина все та же — вопрос Арцаха.
Авторы публикаций также утверждают, что, дескать, единственная страна, которая будет возражать против этого пункта, — Армения, которая, по их мнению, «не обладает силой, способной вынудить Евросоюз отказаться от признания территориальной целостности». При этом в Баку стараются уверить всех, в том числе лидеров ЕС, в том, что «признание территориальной целостности Азербайджана в первую очередь соответствует интересам Европы, ибо Евросоюз однозначно поддерживает территориальную целостность Украины и Грузии».
Насчет последних двух стран действительно нет никаких сомнений. Но в Азербайджане упорно не желают замечать последний по времени документ, принятый в Брюсселе, причем не просто весьма важный, но и определяющий внешнеполитические принципы и ориентиры Евросоюза на 2019 год. В том числе подход к замороженным конфликтам на постсоветском пространстве.
Резолюция Европарламента, принятая 12 декабря 2018 года, вновь подчеркивает поддержку терцелостности Украины и Грузии. Вместе с тем вновь, в который уже раз, о территориальной целостности Азербайджана в нем нет ни единого слова. Таким образом, требуя от ЕС включить столь желанный для себя пункт в соглашение, Баку пытается заставить лидеров Евросоюза отойти от ими же принятых и закрепленных документально внешнеполитических принципов и подходов. Ради скорейшего подписания Алиев даже пошел на невиданные для себя «реформы», усиленно изображая демократа и гуманиста. Но документ не подписан. И когда будет подписан — непонятно.
Есть еще один ключевой аргумент в пользу того, что Евросоюз при всем желании не сможет удовлетворить требование Баку: формулировки соответствующего пункта в соглашении Армения — ЕС. В нем указывается, что урегулирования нужно достичь на основе принципов Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта ОБСЕ. А именно: неприменения силы, территориальной целостности, равных прав и права народа на самоопределение.
И если в соглашении с Азербайджаном будет прописан лишь один из этих принципов, лидеры внешнеполитических структур ЕС, в частности, в лице Федерики Могерини предстанут конъюнктурщиками и лицемерами, отступающими под давлением признанного диктатора и злостного нарушителя прав человека от принципов, публично провозглашенных и принятых Европарламентом.
Ясно, что Баку не отступит от своих требований, ибо для Ильхама Алиева это будет означать, по сути дела, крах его европейской политики в важнейшем для Азербайджана вопросе. Тем не менее соглашение, думается, будет подписано в сроки, выгодные для обеих сторон. В этом контексте подписание, возможно, не случайно отложено с учетом выборов в законодательный орган Европейского Союза, которые состоятся в конце мая в 27 странах. Обе стороны поднаторели в политико-правовых манипуляциях, и, скорее всего, будет найден компромисс, который позволит сохранить лицо и Алиеву, и Брюсселю. В конце концов, нефть всегда одерживала победу в борьбе с правом. Вопрос тут скорее в том, какие иные факторы будут задействованы и на какие сделки пойдут стороны, дабы получить максимальную для себя выгоду.
Наконец, многое будет зависеть от расклада сил в новом составе Европарламента, а также от того, найдутся ли в нем депутаты, способные отстаивать по меньшей мере положения официальных документов ЕС».
Источник: Aysor.am