«Дерсим был всего лишь рецидивом 1915 года»
Анкара ответит за геноцид в Гаагском суде
В Гаагский международный уголовный суд поступил иск против правительства Турции, обвиняемого в совершении геноцида. Речь не о преступлениях младотурок. Иск касается массовой резни, учиненной в 1938-м году в провинции Дерсим в отношении проживающих там алевитов, курдов и армян.
Сотни документов, подтверждающих организованный характер этих действий, не оставляют сомнений в том, что оправдательный приговор исключен. Вопрос лишь в том, примет ли суд дело к рассмотрению. Анкара задействовала все возможные ресурсы для того, чтобы предотвратить расследование дела в международном трибунале.
Иск подан от имени потомков жертв дерсимского геноцида, проживающих ныне в Германии, Голландии, Бельгии, США и Турции. Инициатором обращения в Гаагский суд стала основанная в Берлине “Ассоциация возрождения Дерсима”. В составлении иска участвовали опытные юристы из ряда европейских стран. Изложенное на трехстах страницах обращение включает ссылки на множество архивных документов, доказывающих, что приказ о резне был отдан высшим политическим руководством Турции. Большинство лиц, причастных к организации геноцида и его осуществлению, давно уже скончалось. Но истцы настаивают на том, что ответственность за совершенное преступление должно нести турецкое государство, нынешние правители которого так и не дали случившемуся должной политической оценки. Главным виновником истцы требуют признать бывшего президента Турции генерала Кенана Эврена, руководившего военной операцией. В списке ответчиков 81 имя. Упомянут там и нынешний премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, обвиняющийся в том, что препятствует объективному расследованию преступления.
Подаче иска в секретариат суда предшествовала массовая демонстрация, в которой участвовали курды, алевиты, ассирийцы, греки и армяне, прибывшие в Гаагу из разных стран Европы. Обращение суду передал известный в Турции адвокат Эрдал Доган, защищавший в свое время в суде Гранта Динка и являвшийся одним из инициаторов интернет-акции “Армяне, простите нас”. Судьба поданного иска до сих пор не известна. Истцы утверждают, что обращение непременно будет принято к рассмотрению. Следующей инстанцией, к которой планируется обратиться по данному вопросу, станет Комиссия ООН по правам человека.
Дерсим, который позднее был переименован турками в Тунджели, находится северо-западнее озера Ван. Население этого края в годы Османской империи пользовалось фактической автономией. Жители Дерсима говорят на языке заза и исповедуют алевизм. Некоторые из них считают себя курдами. Дерсимцы всегда были лояльны к армянам, что и стало одной из причин резни. Хранящиеся в архивах документы подтверждают, что среди требований ультиматума, предъявленного турецкими властями алевитским вождям, была выдача скрывающихся в Дерсиме армян. Резне предшествовало восстание, вспыхнувшее в горах Дерсима осенью 1937 года. Все началось с того, что президент Турции отдал распоряжение о конфискации земель местных крестьян и передаче их туркам, которых в организованном порядке переселяли в провинцию. Бунт был потоплен в крови. По разным данным были вырезаны от 15 до 100 тысяч человек.
Приказ о проведении военной операции против своих же граждан был отдан премьер-министром Исметом Иненю и министром внутренних дел Шюкрю Кая. Известно, что в осуществлении геноцида принимала непосредственное участие приемная дочь Ататюрка Сабиха Гекчен, бомбившая безоружных крестьян из боевого самолета. Историками установлено, что политическое решение об истреблении жителей дерсимских селений принимал лично Мустафа Кемаль. В ноябре 1936 года на открытии сессии меджлиса он заявил: “Самая важная проблема в наших внутренних делах — это дерсимский вопрос. Необходимо во что бы то ни стало очистить и с корнем вырвать этот нарыв, этот страшный фурункул. Правительству предоставлены широкие полномочия для принятия самых срочных мер по этому вопросу”. Обратите внимание — выступление это прозвучало до начала восстания. Так что путать причинно-следственную связь может только очень пристрастный исследователь.
Среди вырезанных крестьян были десятки тысяч армян. Речь о тех наших соотечественниках, которым в 1915 году удалось чудом уцелеть и найти в горах Дерсима пристанище и покровительство вождей местных алевитских кланов. Дабы спастись от преследований в отношении христиан, армяне предпочитали принимать алевизм, последователи которого подвергались гонениям не только со стороны турок, но и курдов-суннитов. Такой странный на первый взгляд выбор позволял вести обособленную жизнь и надеяться на то, что при определенных обстоятельствах удастся вернуться к своим армянским корням. Примечательно, что дерсимские армяне в 1937 году были самыми активными участниками восстания. Мустафа Кемаль Ататюрк взялся тогда завершить дело, начатое султаном Абдул-Гамидом и продолженное младотурком Талаатом-пашой.
В отличие от геноцида 1915 года, преступлений, совершенных в Дерсиме, турецкие правители не опровергают. Сомнения лишь на счет числа жертв. В прошлом году, выступая в парламенте, Эрдоган заявил, что в Дерсиме погибли 13 806 человек. Более объективные источники приводят шестизначные цифры. Совершенное преступление полностью соответствует определению “геноцид”, сформулированному в 1948 году соответствующей конвенцией ООН. Методы осуществления дерсимского геноцида почти не отличались от тех, которые были применены в 1915-м младотурками. В Анкаре осознают, что принятие Гаагским международным трибуналом к рассмотрению иска о дерсимской резне станет важным прецедентом для последующего обращения по вопросу геноцида армян.
…Реджеп Тайип Эрдоган в дерсимском вопросе отказался от тактики отрицания и решил свалить всю ответственность за трагедию на правившую тогда Народно-республиканскую партию. В прошлом году премьер с трибуны парламента заявил: “Дерсим — одно из и самых трагических событий нашей истории. Мы сегодня должны найти в себе смелость и признать масштабы случившегося бедствия. Но очная ставка с прошлым должна быть не у нынешнего правительства, а у организатора этих кровавых событий — Народно-республиканской партии. Со своей стороны я готов извиниться и извиняюсь. Но если есть кто-то, кто должен просить прощения, то это в первую очередь Народно-республиканская партия. Пришло время спасать свою честь”. Так почему же турецкий правитель позволил себе попросить прощения за дерсимскую резню, но не делает того же в случае с геноцидом армян? Совершенно очевидно, что покаяние — это попытка дискредитировать политических противников. Признав факт погромов в Дерсиме, премьер подставил под удар главную оппозиционную силу. Таким образом он расшатывает основы ненавистной им кемалистской идеологии. Ведь известно, что Народно-республиканская партия — детище Ататюрка, а сам Мустафа Кемаль — главный заказчик совершенного в Дерсиме преступления. В то же время покаяние — это удачная попытка заручиться симпатиями алевитов, голоса которых очень пригодятся Эрдогану на выборах.
Бывший турецкий дипломат, профессор политологии Догу Эргиль в интервью газете “Hurriyet” в связи с “покаянием” Эрдогана заявил: “Прозвучавшее извинение — это замечательно. Но премьер-министр не должен ограничиваться лишь этим. Турция должна извиниться и за убийства армян 1915 года, и за события 6-7 сентября 1955 года, которые привели к массовому исходу из страны нацменьшинств”. С этим согласен колумнист газеты “Zaman” известный в Турции политолог Орхан Кемаль Ченгиз. “Правящая партия признает события Дерсима трагедией. Но при этом правительство почему-то не способно с той же объективностью подойти к событиям 1915 года. Но ведь Дерсим был лишь рецидивом подхода к “решению проблем”, который мы увидели в действии в 1915 году. Можем ли мы говорить о готовности обратиться к своему прошлому, не затрагивая событий 1915 года. …Мы живем среди непогребенных тел и несовершенных траурных обрядов”, — писал Ченгиз.
Стоит ли рассчитывать на то, что турецкий правитель, рискнувший сказать “А”, решится наконец произнести “Б”? Или для этого непременно нужен будет приговор международного трибунала?