Джеймс Багян
первый в мире армянский космонавт, ныне — директор Центра медицинской инженерии и безопасности пациентов в Мичиганском университете
— Господин Багян, почему Вы решили стать космонавтом?
— Авиация пленила меня с детства. Мой отец, Филипп Багян, был военным летчиком во время Второй мировой войны и получил много высоких наград. Думаю, что именно так и возник мой интерес – благодаря рассказанным им историям. Он рассказывал мне и брату о трудностях, о приятных моментах, об ощущении удовлетворения, которые он испытывал во время полета. Такой большой интерес к авиационной отрасли в столь юном возрасте, естественно, привел к желанию полететь в космос и стать космонавтом.
— Вы были во Вселенной 337 часов. Какие были ощущения?
— Когда видишь Землю с космоса, начинаешь ценить планету больше, чем когда смотришь на нее на фотографиях или видеокадрах. Видеть красоту земной поверхности – земли и океанов, не видя политических границ, не видя людей и то, что они делают – это действительно впечатляет.
Кроме того, я был впечатлен также огромными техническими достижениями, включая запуск космического корабля. Я думал о том, какой я везучий, что мне было позволено полететь в космос, и был преисполнен чувства благодарности ко всем людям, благодаря кому я сумел достичь всего этого.
— Что Вам запомнилось больше всего в космосе?
— Самый яркий момент, который я помню, это когда впервые увидел орбиту. Я посмотрел из окна на горизонт, чтобы увидеть тонкую голубую линию — атмосферу, окружающую Землю. У нее был красивый электрический синий цвет, и для меня были удивительны маленькие размеры и хрупкость атмосферы, особенно когда думаешь, что существование всех живущих на Земле людей зависит от нее.
— Г-н Багян, расскажите, пожалуйста, об армянских обычаях Вашей семьи.
— Мои деды с отцовской стороны эмигрировали в Соединенные Штаты сразу после 1900 года. Мой отец, его братья и сестра были первыми в нашем роду, родившимися в Соединенных Штатах. Они всегда гордились своим армянским происхождением, и я с любовью вспоминаю каждый момент, проведенный в кругу семьи, когда мы наслаждались армянскими абрикосами и слушали рассказы родителей отца о древней стране…
— Мы знаем, что Вы не бывали в Армении. Хотели бы приехать сюда?
— Вы правы, я никогда не был в Армении, но хотел бы побывать.
Беседовала Арпинэ Меликян