АналитикаАрмянеАрмянская диаспораВ мире интересногоГеноцидГоре армянеИнтересные фактыПо страницам историиЧтобы помнили

ТУРЕЦКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ИДЕТ ВРАЗРЕЗ С ПОЛИТИКОЙ И ПРИЗНАЕТ ГЕНОЦИД АРМЯН

Вернуться к теме о том, что турецкая интеллигенция обретает свой голос, во всеуслышание заявляя об устроенной их предками расправе над армянами, заставил один случай: в редакцию пришел читатель Николай и принес книгу «Геноцид армян в Османской Турции.

Сборник документов и материалов под редакцией М.Г. Нерсисяна». Конечно, ничего тут необычного нет — книга-то известная, но ценна подпись.

Это росчерк Хасана Джемаля (см. фото) — внука одного из организаторов Геноцида армян Джемаля-паши, который осознанно подписался, признавая вину своего деда и каясь.

Хасан Джемаль был главным редактором газеты «Джумхуриет», колумнистом в газетах «Миллиет» и «Сабах» и много писал на тему курдского вопроса. В 2012 году он издал книгу «1915: Геноцид армян», в которой описал свое перерождение из человека, отрицающего Геноцид армян, до человека, признавшего его. Да-да, это тот самый Хасан, который встал на колени перед мемориалом Геноцида армян в Ереване…

Особого внимания заслуживает фильм «Шрам» немецкого режиссера и этнического турка Фатиха Акина. Фильм стал победителем в номинации «Золотой Лев» Венецианского кинофестиваля и сейчас идет в кинотеатрах Москвы и Еревана. Сюжет такой: во время Геноцида армян в 1915 году Назарет Манукян теряет семью, но спустя годы он случайно узнает, что его дочки-близнецы, возможно, спаслись, и отправляется на их поиски, дойдя до родной деревни Мардин в пустыне Месопотамии…

«Геноцида армян в 1915 году в Турции волновала меня всю жизнь, — признается в интервью журналу «Сноб» Фатих. — Я турок, моя страна совершила преступление и не отрефлексировала его. У каждой культуры и каждой нации есть преступления, вопрос в их способности признаться и попросить прощения за содеянное. Ну да, я вырос в Германии. Но я все равно всегда был тесно связан с Турцией: мои родители турки, ближайшее окружение, диаспора. И я видел, как турки боятся говорить об этом геноциде. Почему я снял такой фильм? Это вызов их молчанию. Я часть гражданского движения, цель которого — вывести геноцид армян из списка табуированных тем».

Впервые о геноциде Фатих услышал в юности. И не поверил, что турки были способны на такое преступление. Он не мог принять ту правду, что турки, такие теплые, душевные, похожи на немцев, расправившихся с евреями. Парень начал задавать много вопросов по этой теме и, получая невнятные ответы, понял, что здесь есть подвох. Геноцид отрицали все, даже его родители, которые, к слову, после работы сына над фильмом «Шрам» поменяли свое мнение.

…Несколько лет назад турецкий историк Танер Акчам поднял вопрос Геноцида армян, попытавшись объяснить, что же толкнуло турок на преступление в своей книги «Турецкое национальное Я и Армянский вопрос».

После него бросили вызов официальной пропаганде Анкары писатель Кемаль Ялчин, издатель, автор множества статей и исследований по армянской и греческой культурам Осман Кокер, известный турецкий адвокат, член Адвокатской палаты Анкары, один из инициаторов кампании “Извинений перед армянами” Бендал Джалиль Эзман, рискнувший обратиться в суд с требованием квалифицировать события начала прошлого века как геноцид.
Журналист Эроль Озкорай, известный своими публикациями об армянском терроризме (АСАЛА) против Турции, на страницах прессы поднял вопрос — “Почему геноцид армян продолжает оставаться табу?”

“Если Турецкая Республика создана на основе отказа от Османской империи, так почему же вина за геноцид не возлагается на османцев? Почему Турецкая Республика берет на себя ответственность за это чудовищное событие, которое является первым преступлением против человечества и первым геноцидом ХХ века?” — вопрошал журналист, который более 35 лет занимался темой Геноцида армян и не единожды менял свое мнение, пока не убедился, что турки действительно совершили преступление века.

Турецкий историк Селим Дерингил в открытую заявил, что массовые убийства армян совершались и до прихода младотурков к власти. «Однако разница между Абдул Гамидом и младотурками была в том, что у младотурков была цель полностью уничтожить армянское население, а у Абдул Гамида такой цели не было: он хотел избавиться от некоторого количества армян, уменьшить их роль в экономике и вместо армян сформировать мусульманскую буржуазию, — сказал историк.

— В эпоху Абдул Гамида в разные районы отправлялись провокаторы в одеждах моллы, которые во время пятничного намаза организовывали провокации, заявляя, что армяне напали на мусульман. Во многих местах армяне составляли меньшинство, и как они могли напасть на мусульман во время пятничного намаза?

…В любом городе Анатолии были армяне: в Орду, Токате, Трабзоне, Амасии, Урфе, Сивасе — везде жили армяне. Их массово убивали в разных городах. Нынешняя официальная историография указывает на то, что происходило это вследствие восстаний армян, однако трудно утверждать, что мятежи были повсеместны”.

Несколько лет назад роман турецкого писателя Зуфлу Леванели «Серенада», в котором рассказывается о Геноциде армян, Курдском вопросе, стал бестселлером, и за первые три дня было продано 50 тысяч экземпляров.

Известные турецкие прозаики Орхан Памук и Элиф Шафак смело осудили фальсификации Турции в вопросе Геноцида армян, и получили в свой адрес обвинение в поддержке со стороны «армянских лоббистских организаций Диаспоры».

Это лишь малый список турецкой интеллигенции, которая идет «вразрез» с политикой своего государства. Поэтому большинство из них проживает не на своей исторической родине.

Сколько ни скрывай правду, рано или поздно она всплывет. И это мы видим на примере Турции… Да, раны заживают, но шрамы остаются навсегда.

Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button