АналитикаАрмянеИнтересные фактыЛюдиПо страницам истории

Армянская и Еврейская диаспора: Андрей Кочергин

Армянские и еврейские фамилии упоминают среди тех, кто создавал легендарное советское кино, лучшие мультфильмы и песни, известные каждому, среди великих композиторов и героев войны. Но теперь новое время, и каким-то образом открылись совершенно новые, удивительные возможности для взаимодействия: для мощного союза армянской и еврейской общин в России. Армян и евреев уже много тысяч лет связывает уникальная близость, и подтверждению этого своего убеждения я посвятил цикл статей «армяне и евреи снова вместе». Вместе со вступлением, где присутствуют философские размышления на тему духовного пути в этом мире еврейского и армянского народов, есть ещё две статьи: одна – про более чем двухтысячелетнюю историю объединения наших народов. Про источники, где сообщается об общих предках евреев и армян. Про религию и философию. Про удивительные факты из самых разных сфер человеческого познания, которые беспрекословно доказывают единство наших народов. Наконец, про языки, армянский и иврит, которые каким-то чудесным образом отражаются друг в друге, воплощая древнейшие корни арамейского и санскрита. Вторая статья посвящена современным реалиям и положению дел в армянской и еврейской диаспоре, в республике Армения и государстве Израиль. Про то, какие проекты можно и нужно делать вместе. Про то, что объединяло наши народы всегда и то, что, плюс к уже имеющемуся, должно объединять наши народы сегодня. Про последние два года, когда чудесным образом с совершенно новой энергией возродился взаимный интерес друг к другу двух народов, которые можно считать похожими, можно родственными, можно талантливыми – но все эти тезисы нужно доказывать, и будет правильно делать это вместе.

Многие еврейские проекты стали хорошим примером для армян. Начиная с главного проекта – государства Израиль, возможности бесплатного путешествия на историческую родину из любой точки мира и завершая учебными пособиями по Холокосту, рекомендованными в общеобразовательные школы страны. Думаю, это можно считать началом прекрасного сотрудничества, ведь и евреям у армян есть очень много чему поучиться. Перейдём сразу к делу: сравним армянскую и еврейскую Диаспоры в контексте их сегодняшних достижений и моего субъективного взгляда.

В пользу Армянской Диаспоры:

– у армян диаспоры всё значительно лучше со своим родным языком. Сами армяне считают ситуацию с армянским в Диаспоре не столь позитивной. Но если в Москве я встречаюсь с молодыми представителями армян, то из них 90% владеют хотя бы разговорным армянским на довольно хорошем уровне. А в так называемой «еврейской молодёжной общине» Москвы ребят, владеющих ивритом хотя бы на среднем уровне, несоизмеримо меньше;

–  не все семьи, где люди по каким-то причинам называются «евреями», хорошо осведомлены о деталях событий Холокоста. В любой же армянской семье память о Геноциде является неотъемлемой частью воспитания;

– еврейская кровь в человеке даёт о себе знать, даже если её, как это сегодня стало популярно, «25%». «Парень, ты кто по национальности?» – «Отец поляк, мать русская, но у прабабушки были еврейские корни – я еврей». У армян же редко бывает «25%»: обычно армянин или армянин полностью, или, максимум, наполовину (хорошо, если на другую половину – еврей. Почти 100% армянин получается). То есть, у армян лучше хранится национальная традиция и, возможно, более чистая нация. Хотя, за кого бы не выходила замуж еврейская женщина, шанс достаточно велик, что она наткнётся на индивида с более-менее еврейскими корнями.

В пользу Еврейской Диаспоры:

– Уже к 30-м годам XX века стали появляться первые международные еврейские организации, с представительствами во множестве стран мира, призванные оказывать всяческую помощь Диаспоре, а также – тем, кто изъявил желание репатриироваться в Палестину. В XVIII веке имело место быть массовое еврейское движение «Хаскала» (השכלה) – «Просвещение», с целью на основе уже существующих идей эпохи Просвещения усилить еврейский компонент, распространяя среди евреев более глубокое изучение иврита, еврейской истории и светских наук;

– сегодня есть молодёжные еврейские лагеря по всему миру, в некоторых странах – даже в нескольких городах: в Прибалтике, на Кипре, в Бельгии, в США, в Испании, в Израиле, и особенно – в странах СНГ. В них совмещают обычный досуг в стиле «летнего лагеря» с еврейским национальным и религиозным образованием. В одном из таких лагерей, в Подмосковье, мне посчастливилось работать в этом году;

– 14 лет назад была открыта программа «Таглит» (תגלית) на средства еврейских общин мира и бюджета государства Израиль, по которой любой человек 18-27 лет, имеющий еврейские корни хотя бы в третьем поколении, имеет право на бесплатную 10-дневную поездку в Израиль. «Таглитчиков» возят по всей стране: крупнейшим городам и достопримечательностям. К ним также присоединяются местные ребята из Армии, в награду за хорошую службу. Ребят водят в музей Холокоста, дают основы религии, они взбираются на Масаду. Как говорила Голда Меир, «какой еврей откажется от бесплатной поездки в Израиль?».  На сегодня, более 400 000 молодых евреев из 66 стран мира использовали эту возможность. Программа даёт свои плоды: около 30% ребят в итоге репатриировались. Конечно, была бы бесплатная поездка в Болгарию – мы бы нашли и болгарские корни. Но нет такой надобности, потому есть уже те корни, которые есть и государство Израиль делает всё для привлечения молодёжи в свои ряды. Тот, кто побывал на Таглите, имеет возможность затем продолжить обучение в ведущих вузах Израиля и стажироваться в крупнейших фирмах, специализирующихся, в основном, на цифровых технологиях. В Армении тоже есть такая программа: «Ари тун» («Արի Տուն»), но, стартовав лишь в 2009 году, она ещё не развернулась в таком масштабе.

Еврейская диаспора сегодня действует заодно с Израилем, также и армянская диаспора действует заодно с Арменией. Еврейская диаспора существует более 2 000 лет. Армянская – около 100 лет. Известно, что за 2 000 лет евреи так и не ассимилировались, не было такой страны, даже самой «золотой» для еврейства в разные времена – ни средневековой Испании, ни Франции и Германии эпохи Просвещения, ни, затем, Литвы, Польши и России, где евреи смогли бы, наконец, немного отдохнуть, «забыв» о еврействе и смешавшись с местным населением. И даже СССР, предприняв, наверное, лучшую попытку за всю историю всех стран и народов, не сумел «убрать» еврейскую национальность, даже наоборот – дразня «еврейство», пробуждая его в мыслящих и уверенных в себе людях. Но у евреев в СССР не было возможности как следует заниматься языком своих предков – ивритом, и даже идишем (языком, на котором говорили евреи всей Европы последние 500 лет), потому что последние еврейские школы и еврейские СМИ были закрыты к концу 30-х годов. Евреи не могли также свободно заниматься религиозным образованием. В то время как у армян уже была своя, хоть и «советская», республика, где все говорили на армянском и могли свободно изучать свою историю. Думаю, этот факт несколько оправдывает евреев, которые сегодня только начинают вспоминать свой язык и свою веру. Этот же факт обязывает армян не растерять всё то, что они уже успели обрести – и в языке, и в знании истории, и в памяти предков. Нужно всегда помнить о том, что именно поэтому до сих пор существуют еврейский и армянский народы – благодаря своим бесконечной памяти, вере, языку и сильнейшему самосознанию. Благодаря постоянным раздумиям о том, кто ты есть, откуда, зачем и почему – дай Бог, чтоб каждый нашёл свои ответы, духовные и земные, на эти вопросы.

На Востоке считается, что враг – это лучший учитель, который учит терпению и состраданию. Но иногда всё же и армянам, и евреям в разных странах мира приходилось доказывать, и приходится до сих пор, но уже в своих государствах, что и воевать они тоже умеют. Когда еврей или армянин берёт в руки оружие – это попытка миролюбивого народа выглядеть воинственным. Но любой враг знает, что от израильской армии и армянского солдата лучше скрыться. На Востоке есть ещё одна мудрость: когда нет возможности воевать – остаётся только крепко обнять врага, тогда у него будут заняты руки, и он не сможет снова поднять оружие. Но это не работает в нашем случае. Если обычно одна страна побеждает другую, захватив её города, главные точки, добившись её капитуляции, то евреи знают: Израиль будет существовать ровно до тех пор, пока его будет защищать с оружием в руках хотя бы один еврей. «Если арабы сложат оружие – Израиль будет жить в мире. Если Израиль сложит оружие – не будет Израиля» – эти уже ставшие народными слова живут в сердце каждого израильтянина. С Израилем не ведётся война за территорию, или за ресурсы. В Израиле нет никаких ресурсов, кроме самых главных: духовности, божественной земли и самого народа. Там война ведётся на уничтожение. Именно потому это «священная война». И, к тому же, война братьев. Именно поэтому у молодых ребят из Диаспоры, даже никогда не бывавших в Израиле, есть жгучее желание поехать на родину предков и отслужить там в Армии. Израильская Армия – как религия, это святое, и сегодня она – неотъемлемая часть еврейской нации. Конечно, мы бы хотели жить в мире. Но нужно быть сильными. Очень сильными! И спасибо за это всем врагам Израиля, это делает нас ещё сильнее. Если говорить о святом – есть и Тора, священное писание евреев (ставшее основой и Библии, и Корана), которое каждый еврей несёт в своём сердце и его главную истину: победа всегда за Богом, и за его Народом, когда он Обращён к Нему. Израиль, Эрец-Исраэль – Божественная земля, и на ней происходят божественные вещи. С любым её гостем, которого она благословляет, и со всеми её жителями. В израильских войнах повторяются библейские мотивы и истории, иногда совершенно восхитительным образом. Тогда были побеждены египтяне. Теперь тоже, через три с половиной тысячи лет. Да и вообще, многое ли с тех пор изменилось? Многих народов тех времён уже нет и в помине, а евреи и армяне остались. Да и то, всякого уже намешалось в нации. Конечно, вспоминается и война за Арцах, в которой армянский народ проявил невиданные доселе возможности, чудеса отваги. На уровне государств, Израиля и Армении, действительно, есть огромное количество направлений, в которых можно сотрудничать. Поддержка в СМИ, совместное противодействие пропаганде, поддержка армянской диаспоры в арабских странах. У таких народов, как евреи и армяне, нет никакого другого права, кроме как создать самое мощное, самое сильное государство, с лучшими умами, лучшими руками, лучшими творцами, которое сможет всегда постоять за себя в окружении даже самой невероятной армии врагов, и которое сможет участвовать в решении самых важных мировых и международных вопросов.

Армян и евреев также связывают демократические отношения с властью, критичное, но «доброе» отношение к ней. В армянских СМИ Президента могут назвать «Чебурашкой», в израильских СМИ местного премьер-министра, также главное лицо государства, называют, как у бабушки на кухне  – «Биби». Кстати, Армяне уверены: евреи хороши тем, что умеют объединяться до возникновения проблем. И, собственно, проблем потом и не возникает. Это как в той тибетской мудрости: «если проблема может быть решена – нет смысла о ней беспокоиться. А если не может быть решена – какой смысл о ней беспокоиться?». Идеально.

В 90-е годы тысячи евреев покинули Армению. Также и многие армяне покинули Израиль, особенно – в период 6-дневной войны. Известно, что армянский квартал в Иерусалиме (Հայկական թաղամաս/הרובע הארמני) существует уже более 500 лет, а первые армянские поселенцы были в Израиле уже в начале нашей эры. На территории Армении, близ города Ехегис (Եղեգիս), находится одно из древнейших еврейских кладбищ, с надписями на арамейском, древнееврейском и древнеармянском, были упоминания о Ешиве (еврейской религиозной школе) в одном из армянских городов, о раввине Якове из Армении в 4-м веке. Создаётся впечатление, что у евреев и армян ещё 2 000 лет назад и даже раньше уже были теснейшие связи. Разве можно было их растерять в конце XX века и не возродить, при первой возможности, в веке новом?

Если спросить обывателя, что объединяет евреев и армян – он наверняка ответит: «геноцид». Но можно сказать, что, в данном случае, национальная катастрофа не объединяет народы, а даже наоборот – поскольку Израиль ещё не признал Геноцид из геополитических соображений. В данной статье осуществляется доказательство того, что такой очевидный объединяющий фактор, делающий армян и евреев «друзьями по несчастью», как Геноцид, является одним из последних в списке тех, что на самом деле сближают наши народы на самом глубоком уровне.  Я верю, что, будучи объединёнными, армянская и еврейская общины будут представлять мощную политическую, экономическую и общественную силу – учитывая, что даже сегодня, по отдельности, и армянская, и еврейская общины имеют достаточно большое влияние в самых разных странах мира. Подобное объединение позволяет намного скорее и эффективнее реализовывать все планы и задачи, стоящие перед общиной. На уровне государств уже есть хорошие проекты. Кстати, с 7 по 14 июля в Израиле проходили Дни Армении. В Тель-Авиве, Хайфе, Иерусалиме звучали армянские мотивы, представлялись танцы, национальная кухня. В самые сложные для Израиля дни каким-то образом там оказались армяне. Практика показывает, что армяно-еврейские встречи, уже имевшие место быть, вызывали широчайший резонанс: залы были переполнены, был резонанс в СМИ. Но что особенно знаменательно и приятно – всё это происходило на российской площадке. Некоторые встречи можно было назвать русско-армяно-еврейскими. Это что-то совершенно новое! И оно звучит мощно, восхитительно, громко, перспективно и, в высшей степени, позитивно. Продолжать работу в этом направлении – значит обеспечивать лучшее будущее общинам, её представителям, каждому из них. Работать во благо наших народов, России, Армении, Израиля и наших будущих детей.

Вот такое многоуровневое и позитивное сотрудничество армянской и еврейской диаспор Москвы происходит сегодня. И я искренне верю, что когда о евреях и армянах и их сотрудничестве будут писать вместе, это будет всё менее неожиданным и всё более закономерным подходом. Евреев и армян также всегда отличала некоторая особая и обособленность самостоятельность. Это связано с национальным менталитетом, с традицией народа и его устремлениями. Это позволило двум народам сохранить своё имя и лицо, свои веру и мудрость, свои древнейшие язык, письменность и знание, передаваемые из поколения в поколение с тех самых давних пор нескольких тысячелетий назад, и не просто сохранить, но и раскрывать их сегодня с новой силой самым разным образом. Но несмотря на всю самостоятельность, всегда приятно иметь настоящих друзей, знать, что они есть рядом, знать свои цели и цели своих друзей, чтобы быть готовым сотрудничать и помогать. Мы должны быть сильными и нам следует помогать друг другу. И сегодня для этого взаимодействия нам открываются удивительные возможности.

Александр Листенгорт

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close