Один из самых известных в мире алмазов весом 400 карат, вошел в историю под разными названиями: «Великий Могол», «Надбровье Брамы», «Дерианур», «Амстердамский алмаз» и «Алмаз Орлова». Пройдя долгий путь и побывав в руках великих правителей разных эпох и династий, в конце концов был обтёсан и, став вдвое меньше, вправлен в скипетр императрицы Екатерины II, символизируя собой власть дома Романовых над Российской империей.
Летним днем 1767 года в персидский порт Энзели с грузом русского свекловичного сахара приплыл коммерсант Григорий Сафрас (Ходжа-Минасенц Григор Сафрази), армянин родом из Джульфы (ныне Нахичевань). В том же порту стояли три английских судна, груженые тростниковым сахаром. Сбив цену, Сафрас скупил у англичан весь сахар по 6 туманов за центнер, а затем продал его по 11, изрядно разбогатев на этой ловкой операции.
Первоначально его намерением было накупить в Персии знаменитых хораэсанских ковров и продать их выгодно в России, но вместо этого он приобрел у нуждавшегося в средствах шаха (для борьбы с повстанцами-курдами) крупный индийский алмаз, истратив на него все вырученные за сахар деньги. Опасаясь нападения пиратов, Григор тайком увез алмаз в Амстердам, где положил его на сохранение в банковский сейф. Там ценная покупка пролежал более 10 лет — до самой смерти Сафраса в 1778 году.
Приобретенным алмазом оказался самый большой из осколков камня «Великий Могол», вес которого изначально достигал 400-х карат. Он был назван так в честь Шаха-Джахана — правителя индийского государства Великих Моголов, построившего знаменитый Тадж-Махал. Из алмаза был изготовлен бриллиант с огранкой в форме розы голубоватого оттенка. Как гласит предание, он долгое время был «третьим глазом» и находился между бровей статуи Брамы в храме Серингапатама.
Однако в ходе завоевания Индии персидским шахом Надиром камень был утерян, как и все богатства династии Бабуридов, которые были захвачены и увезены в Персию. В 1747 году Надир был убит, а «Великий Могол» исчез вместе со знаменитым «Павлиньим троном», в который он был вправлен по желанию Надир-шаха ровно 20 лет назад. Теперь же он «всплыл» у нового шаха и был куплен потомком Ходжа-Минаса, джульфинским купцом Григором.
Надир-шах
В завещании Г. Сафраса, составленном в 1771 году, он назначил своими душеприказчиками племянников первой жены: братьев Иоанна (Ованес) и Якима (Оваким) Агазаровичей Лазаревых (первый из них — придворный банкир и ювелир Екатерины II, более известен как Иван Лазаревич Лазарев). В завещании содержалась просьба к ним, чтобы они «…октября 1-го 1767 года в амстердамский банк им для сохранения за тремя печатями на красном воску положенный пакет, камень алмаз весом в 779 гранов голландских находится, обратно требовали..»
Иоанн Лазаревич Лазарев (1735 — 1801)
После смерти Сафраса, его зять, астраханский мещанин Гилянчев, ходатайствуя о наследстве для своей жены, подал в 1778 году заявление губернатору И. В. Якобию, где указал: «…мой тесть Григорий Сафрас, армянин, родом жульфинец, купил редкую в свете вещь: алмазный камень дорогой цены, который вывезен им в Россию и продан за 400000 рублей».
В действительности же дело обстояло несколько иначе. Об этом мы знаем из прошения И. Л. Лазарева, поданного правительству 1 сентября 1779 года по поводу раздела имущества между наследниками Сафраса: «В 1772 году октября 20-го, Григорий Сафрас своего одного сто девяносто пяти каратного алмаза половинную долю, продал мне за 125000 рублей… чтоб мне стараться на общий счет продать и за расходом, что в выручке будет, равною половиной нам разделить, как в 1774 году означенный один алмаз и продан от меня светлейшему князю Орлову, в семилетние сроки, за 400000 рублей. И до продажи камня и в течение пятилетнего времени на счет старания о продаже оного камня расходу издержано было 11800 рублей».
Из этого документа следует, что продал алмаз вовсе не Сафрас, а Лазарев, очевидно, изъявший камень из банка в Амстердаме и перевезший его в Россию; притом камень был продан в рассрочку на 7 лет, да и Сафрасу из вырученных денег причиталось не так уж много — всего тысяч 60—65, за вычетом суммы, полученной им ранее (125 тысяч), а также издержек Лазарева (около 12 тысяч). Но как бы то ни было, алмаз прошел через руки И. Л. Лазарева и был приобретен графом Г. Г. Орловым, который преподнес его Екатерине II в день ее именин вместо букета цветов в тщетной надежде вернуть её утраченную милость. Весть об этом подарке облетела всю Европу, так как ни у одного из европейских монархов не было бриллианта такого размера.
Императрица Екатерина II
Этот роковой и магический алмаз весом 194,75 карата, побывал на протяжении веков в «Надбровье Брамы» и «Павлиньем троне», не раз оказывался в руках алчных правителей, со временем был обтесан ровно наполовину, однако в конце концов попал к человеку, который решил отдать его Лазаревым на таких невыгодных условиях. Вероятно из уважения к их патриотизму и добрым делам.
Эта семья благородных покровителей своего племени родила впоследствии множество славных учителей и защитников отечества. Так «Великий Могол» — «Орлов» обрел себя в одном из двух атрибутов власти дома Романовых – державном скипетре.
Сегодня он хранится в Алмазном фонде Московского кремля и входит в число его семи исторических чудес.