Колумнист газеты «Агос» Виген Четерян сообщает, что турки по прежнему продолжают «раскулачивать» церкви, монастыри, кладбища и другую недвижимость, принадлежащую на протяжении веков сообществу сирийского города Мидьярт.
Речь идет о общине сирийских христиан, проживающих на юге Турции, центром их религиозной жизни является знаменитый монастырь Мор Габриэль.
Вторая новость пришла из Стамбула: снова усиливается давление религиозных групп, которые хотят превратить собор Святой Софии в мечеть. Один из активистов партии «Саадет», который возглавил марш 29 мая, ратующий за то, чтобы превратить Святую Софию в мечеть, говорит:
“Внутри Собора Святой Софии нет ничего такого, что делало бы его особенным. Но Бог сказал нам, что это важно».
29 мая 1453 года — это дата, когда османские войска во главе с Мехметом II завоевали Византийскую столицу Константинополь.
Собор Святой Софии был построен в 537 году.
Он и был превращен в мечеть, пока кемалисты в 1935 году не сделали из него музей. Тем не менее, для многих Святая София остается символом и лучшим образцом Византийской архитектуры, и преобразование в мечеть православного шедевра сделает его недоступным для посещения многими людьми.
Православная богословская школа на острове Халки (Хейбелиада) недалеко от Стамбула остается закрытой с 1971 года.
Четерян также пишет, что сегодня горит весь Ближний Восток. Новые конфликты грозят уничтожить все, что цивилизация накопила на протяжение тысячелетий.
Теперь стал доминировать дискурс «сунниты против шиитов” — конфликт этот не был так обострен со времен Османо-Сефевидской войны. “Исламское государство” стремительно падает, оставляя за собой смерть и разрушения христианских святынь, бесценных археологических сокровищ Пальмиры, Ниневии, разрушен Музей Мосула, мечеть IX века Аль-Нури в Старом городе иракского Мосула.
Мы отказываемся учиться у нашей истории, игнорируем тот факт, что 1/5 часть населения Ближнего Востока — православные греки, ассиро-халдеи, и конечно, армяне, были депортированы и убиты во время Первой мировой войны. Их имущество было разграблено своими бывшими соседями и государством. Их культурное наследие, храмы уничтожены или в лучшем случае преобразованы в тюрьмы, конюшни, мечети.
Политики и духовные лидеры делают вид, что этого не произошло. Наша интеллигенция пытается раскрыть правду, хочет привлечь внимание к преступлениям, совершенным на своей земле, к нарушениям прав человека, но люди были и остаются безразличными к первым современным геноцидам, происходившим в их собственных районах, селах, к маршам смерти в пустынях.
Мы не видим того, что сегодняшнее отсутствие автохтонных народов приводит к катастрофическим последствиям для тех, кто остается в регионе.
Константинопольская Православная Церковь требует от турецких властей открыть богословскую школу на острове Халки. Она остается закрытой с 1971 года.
В 1914 году насчитывалось от 1,1 до 1,7 миллиона греков в Османской империи, 500-600 тысяч ассирийцев, халдеев и ассирийцев, с 1,4 до 2,1 миллиона армян. Половина этого населения было убито во время Первой мировой войны, остальные депортированы или приняли ислам, стали турками, курдами или арабами.
Сегодня во всей Турции есть 3’000 ассирийцев и всего 2’000 греков. Нет и намека на то, чтобы власти думали об «угрозе» этого населения для турецкого государства.
Тем не менее, государство продолжает давить представителей этих народов, оставшихся в живых после Геноцида и века непрерывного насилия.
Таково мнение одного из ведущих колумнистов армянской газеты Стамбула «Агос» Вигена Четеряна.
Подготовила Валерия Олюнина