об АрменииПо страницам истории

Хронология Истории Армении.

Вся история Армении с в одном видео. Достаточно выучить эти даты, чтобы начать учить историю Армении упорядоченно.

Похожее изображение

Историческая память человечества в работах армянских историографов. IV–V век

Map Абас Катина (он же Мараба Мцурнаци) – IV век
Мар Абас жил и творил, как полагают некоторые учёные, в IV веке н. э. Сириец из армянского города Мцурна, Map Абас написал свой труд, по всей вероятности, на греческом языке, поскольку им пользовался и византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский.

Именно он, Мараба Мцурнаци, отправившись по приказу царя Валаршака (Вагаршака) в архивы персидских царей, обнаружил там книгу, где были описаны сказания разных народов, включая и армянский.

«И узнали мы, что сыном Торгома и первым патриархом и родоначальником нашего народа был отважный, могучий герой, прекрасный Хайк». Именно на этот труд ссылался Мовсес Хоренаци, когда писал главы, посвящённые Древней Армении. Сегодня труд Map Абаса утерян.

Корюн – V век
Корюн – автор первой книги, написанной в 40-х годах на армянском языке. Она описывает жизнь и деятельность Месроп Маштоца, историю создания армянских письмен и возникновение армянской литературы. Корюн современник и соучастник этого важного культурного события.

Мовсес Хоренаци – V век
Мовсес Хоренаци – крупнейший средневековый армянский историк, прозванный в армянской историографии «отцом истории». Достоверность данных и строгая система исторических воззрений в сочетании с художественностью изложения делают труд Мовсеса Хоренаци, первоклассным источником

Его знаменитая «История Армении» является первым трудом, изображающим историческое прошлое армянского народа – от легендарного прародителя Гайка и до событий первой четверти V века.

Мовсесом Хоренаци использованы многообразные источники: фольклор, памятники материальной культуры, этнографические данные, армянские и иноязычные письменные первоисточники. Автор ко всем этим источникам относится критически, отвергая многие сведения, как неправдоподобные. Он старается анализировать и объяснять события.

«История Армении» Мовсеса Хоренаци долгие века служила учебником в армянских школах и оказала огромное влияние на позднейшую армянскую историческую литературу.
Имеются переводы Истории Мовсеса Хоренаци на латинский, русский, французский, английский, немецкий, грузинский и др. языки.

Агатангелос (Агафангел) – V век
Агатангелос (Агафангел) – один из первых армянских историков. До нас дошел связанный с его именем труд, озаглавленный «История Армении Агатангелоса». Это историческое произведение об обращении армян в христианство, где собраны воедино и обработаны написанные в разное время сочинения о распространении христианства в Армении..

«История Армении Агатангелоса» в средние века был широко распространен и переведен на греческий, арабский, сирийский, эфиопский, латинский, грузинский и другие языки.

Фавстос Бузанд – V век
Фавстос Бузанд (т.е. «Византийский») является одним из крупнейших армянских историков V в. Нам известно только одно его произведение: «История Армении».

Она охватывает период, длиною почти в полвека, начиная с царствования Хосрова Котайка (330 – 338 года) и до раздела Армении в 387 году между Римом и Персией. В ней описаны события, происходящие в молодом христианском государстве, каковым была Армения того времени, находящимся в опасной близости с огромной империей, стремящейся навязать соседним странам свою религию – зороастризм.

Борьба государства с Сасанидским Ираном за независимость Армении, внутренняя борьба между государством и церковью, обострение разногласий между отдельными княжескими родами.

Автором широко использован народный эпос и фольклор.

Егише (Елише) – V век
…Егише был современником и участником восстания 450-451 годов. Он – автор сочинения: «О Вардане и войне армянской». Здесь с высоким художественным мастерством и большим патриотическим подъемом изложены события середины V века – падение в 428 году царства Аршакидов и превращение Восточной Армении в персидское марзпанство, война 450 года Персии с Арменией и Алванком (Кавказской Албанией), Аварайрское сражение в 451 году, эпизоды пленения и угона в Персию армянских нахараров и церковников, суд над Вассаком Сюни и его бесславная смерть, а также суд над католикосом Овсепом, епископом Рштуника – Сааком и иереем Гевондом (Левондом).

Кончается это эпическое повествование плачем жён армянских нахараров, оплакивающих своих мужей, погибших за независимость Армении.

Это ему принадлежат слова, ставшие на многие века девизом армянских патриотов: «Смерть неосознанная – смерть; смерть осознанная – Бессмертие»

Лазар Парпеци – V век
Лазарь Парпеци написал «Историю Армении» по поручению своего друга детства и спарапета Армении – Вагана (Ваана) Мамиконяна. В основном труд Лазаря Парпеци посвящён описанию восстаний 450-451 и 481-484 годов и является продолжением труда Фавстоса Бузанда. В нём отражена политическая и церковная история Армении конца IV-V веков.

Начинается история Парпеци с краткого описания тяжёлых для судьбы Армении персидско-византийских войн и раздела её в 387 году. Даётся характеристика политике Сасанидской Персии, приведшая к расколу и распрям в среде армянских князей и духовенства.

Подробно описывается падение династии Аршакуни в 428 году и попытка заменить католикоса-патриота Саака, проходимцами в духовном сане – Сурмаком, Бркишо и Шмуэлем.
Далее в истории Лазара Парпеци описываются события, предшествующие восстанию и само восстание Вардана Мамиконяна в 450-451 годах, а также последующие года, до нового подъёма национально-освободительного движения армян.

Довольно подробно описан период, начиная с 60 годов V века, когда церковь, возглавляемая католикосом Гютом и нахарары во главе с Вааном Мамиконяном, объединились в борьбе против персидского господства.

Завершает книгу эпизод общенародного ликования и празднеств, по поводу военной и политической победы армянского народа против Сасанидской Персии, в результате которой в 486 году на должность марзпана Армении был назначен Ваан Мамиконян.

Себеос – VII век
Предполагается, что именно ему принадлежит труд «История Геракла». В своём труде, отображающем события VI-VII веков, в начале повествования, Себеос описывает сказания о Хайке и Бэле, коротко рассказывает о восстании парфян против Македонии, также коротко о создании армянского царства Аршакидов, приводит хронологические синхронные таблицы правления армянских, персидских и византийских правителей, знакомит с событиями, которые произошли после падения царства Аршакидов.

В своей основной части труд содержит сведения об исторических фактах, происшедших в VI-VII веках. Эта часть книги «История Геракла» состоит как бы из двух разделов.

В первом описываются восстание армян в 571 году под управлением Вардана Мамиконяна (Красного Вардана), войны между императором Маврикием и шахом Ормиздом, история царя Хосрова и императора Геракла.

Подробно описываются годы правления марзпанов Восточной Армении – Смбата Багратуни и Варазтироца, а также параллельно правление армянских князей Мжежа Гнуни и Давида Сааруни в Византийской (Западной) Армении.

Во втором описывается начало арабских вторжений в Армению, падение Сасанидского Ирана и ослабление Византии, образование на территории Восточной и Западной Армении полунезависимого государства-княжества под управлением Васпураканского князя Теодора Рштуни.

Труд Себеоса содержит также много подлинных документов. Среди других документов интерес вызывает письмо императора Маврикия к персидскому царю Хосрову, где он предлагает переселить армян вглубь Персии и Византии, для безопасности границ обоих государств.

«История Геракла» содержит черновик ответного послания Двинского Собора императору Константу II, а также «Мирный договор», определяющий отношения арабского халифата и вновь созданного армянского государства, под управлением Теодора Рштуни.

Труд Себеоса – ценнейший источник для истории Армении и всего Ближнего Востока. Им дополняются и уточняются сведения византийских и сирийских авторов.

Мовсес Калакантваци (Каганкатуаци) – VII век
Его перу учёные приписывают труд «История государства Агванк». История этого края изложена в хронологическом порядке на фоне политических событий, охватывающих период с глубокой древности и вплоть до X века. По мнению учёных события VIII, IX, и X веков дописаны в Историю неизвестным автором в X веке.

Территорию нового образования – Агванк (Алванк), возникшего после раздела Великой Армении в 387 году между Римской империей и Персией, составили древняя Кавказская Албания, к которой присоединили северо-восточные области Восточной Армении – Утик, Арцах и Пайтакаран.

В труде достаточно чётко изложены сведения о разных народах и племенах, населяющих как сам край, так и его соседние территории. Их верования и обычаи. Об ирано-византийских войнах VI – VII веков, о крахе Сасанидского Ирана и нашествии арабов, о национально-освободительном движении, завершившимся в IX веке изгнанием арабов из Армении и образовании армянских царств в Шираке, Васпуракане и Сюнике, о первом военном походе «рузаков» (русских), предпринятый в 944 году в пределы исторической Армении, которые дошли до столицы Агванка – Партава.

Гевонд – VIII век
…До нас дошёл только один его труд – «История».
Этот труд нечто иное, как история жестоких, опустошительных военных походов в VII – VIII веках арабов (тачиков) на Армению.
Начинается «История» Гевонда с описания событий первого вторжения арабов на армянскую землю, происшедшего в 640 году.

Основная часть его книги описывает период с 661 года, с прихода к власти в Арабском халифате династии Омейядов и до 790 года, когда Армения, полностью завоёванная арабами стонала от их кровавого гнёта, а имущество армянской церкви подвергалось безжалостному уничтожению и расхищению.

Произведение Гевонда включило в себя подробное описание восстаний армянского народа в 703, 747-750 и 774-775 годах против арабского засилья, а также арабско-византийские войны, непрекращающиеся в VII веке.

«История» Гевонда занимает одно из ведущих мест в мировой историографии, так как даёт правдивое описание периода, когда в Армении господствовал арабский халифат и страна переживала упадок интеллектуальной жизни.

Шапух Багратуни – IX век
Шапух Багратуни – историк IX в. Его труд, как свидетельствует Иованес Драсханакертци (который часто ссылается на него), содержал историю царствования Ашота I Багратуни. Рукопись Истории Шапуха Багратуни до сих пор не обнаружена.

Ованес V Драсханакертци – IX-X века
Патриарх-католикос Ованес V Драсханакертци известен в истории не только как духовный лидер своего народа. Его перу принадлежат два труда, дошедших до нас и имеющих большое значение для мировой историографической науки.

Первый труд – «Сведения о преемстве патриархов в Армении». В нём содержалась хронология патриархов-католикосов, начиная с Григория Просветителя Армении и до его времени с краткими биографическими данными о каждом из них.

Второй труд – это «История Армении», охватывающая период с библейских времён до конца первой четверти X века. Он является важным первоисточником для изучения истории современного Закавказья, содержащий обширный фактический материал о военных походах Арабского халифата в этот район Кавказа.

В нём также заключены сведения военно-политического и дипломатического характера, описываются взаимоотношения арабов с завоёванными ими народами, их юридическая и административная система в средневековом Атрпатакане.

«История Армении» Ованеса Драсханакертци переведена на русский, французский и грузинский языки.

Товма Арцруни – X век
Товма Арцруни. До наших дней дошла лишь одна книга, написанная Товмой – «История дома Арцруни».

Она охватывает период от начала возникновения рода Арцруни до начала X века.
Кроме описания истории рода Арцруни, это произведение содержит правдивое описание событий, совершаемых за пределами Васпуракана.

Военные походы арабов в страну армянскую, героическое сопротивление народа иноземным захватчикам, дипломатическая, военная и налоговая политика Арабского халифата в завоёванных странах, возникновение царства Багратидов, его расцвет и ослабление.

Всё это, вместе с ценными сведениями об условиях жизни и обычаях простых горцев Сасуна и Хута в Тароне, восстании сасунцев и убийстве ими арабского востикана Юсуфа в 851 году и многое другое – приобретает огромную значимость для изучения истории средневекового Востока.

Произведения армянских историков этой эпохи имеют большую ценность для изучения прошлых судеб Армении и соседних с нею стран, в частности Грузии, Албании и Персии.

Степанос Таронеци Асохик – X век
От Асохика до нас дошел лишь труд под названием «Всеобщая история». В ней отражена история не только армянского народа, но и многих других народов Ближнего Востока от древних времен до его дней.

Степанос разделил свою «Историю» на три книги, в каждой из которых стремился дать историю одной из трех армянских династий – Айказян, Аршакуни, Багратуни.

Первая книга «Истории» состоит из пяти глав и повествует о событиях от сотворения мира до первого периода жизни армянского царя Трдата. Здесь приводятся списки царей египетской династии Птолемеев, еврейских первосвященников и царей, императоров Рима, царей Ассирии, мидийцев и парфян, а также история части армянских Аршакуни.

Вторая книга состоит из пяти глав и, начинаясь с правления Трдата и утверждения в Армении христианства, доходит до падения царства Аршакуни (Аршакидов) и появления на исторической сцене Багратуни (Багратидов). Приводится также краткая история армянских католикосов от Григория Просветителя до Саака Партева.

Асохик здесь также останавливается на описании персидских Сасанидов, а всю четвертую и пятую главы посвящает истории арабов. Приводится список императоров Византии от Константина до Василия.

Последняя, третья книга, самая большая, состоит из 48 глав. В ней рассказывается о событиях, начиная с периода правления основателя армянского царства Багратуни – Ашота I (886-890) до пятнадцатого года царствования Гагика I, т. е. до 1004 г. включительно. И в этой части автор обращается к истории арабов и Византии.

Акоб Санаинеци
В рукописи № 9832 Матенадарана им. Маштоца имеются фрагменты исторического труда по названию «Хроника священника Акоба». Этот автор отождествляется с известным ученым средневековья, историком – Акобом Санаинеци.

Санаинеци встречался с выдающимися политическими и церковными деятелями своего времени, имел возможность черпать материал из архива Багратидов, а также из архива католикоса, из ряда официальных документов и другого рода источников (например, письма византийского императора Иоанна I Цимисхия армянскому царю Ашоту II, письма императора Василия II царю Ованнесу Багратиду и католикосу Саргису и т. д.)

Надо помнить тех Великих, которые своим трудом оставили для потомков неопровержимые доказательства значимости армянского народа в истории развития человечества с древнейших времен до раннего средневековья.

XI– XX века

Аристакес Ластивертци – XI век
Сочинение Аристакеса озаглавлено: «Повествование Аристакеса Ластивертци о бедствиях, принесенных окружающими нас инородными племенами».

В этом труде в основном описываются события 1000 и 1071 годов, лишь в некоторых случаях автор выходит за их пределы.

История Византии и армяно-византийских отношений является одной из основных тем «Повествования».

Автор повествует о переселении в Византию васпураканского царя Сенекерима Арцруни, а также будущего правителя Месопотамии – Григора Магистроса, о борьбе Византии за власть над Тайком после смерти куропалата Давида и Анийским царством после смерти царя Смбата.
Главная же тема «повествования» – нашествие тюрков-сельджуков.

Автор сообщает подробные сведения о маршрутах походов, тактике, военной технике тюрков.

Попутно автор приводит немногочисленные, но интересные сведения о торгово-ремесленных центрах Армении – Ани, Арцне, Карине и др.

Сочинение Аристакеса Ластивертци является важнейшим первоисточником по всем затронутым в нем темам. По существу, Аристакес – единственный историк-современник, повествующий о событиях XI века.

Матеос Урхаеци – XII век
Маттеос Урхаеци жил и творил в тяжелое для армянского народа время, когда Армения вновь лишилась государственности и попала под иго иноземных властей.

В сочинении, которое он назвал «Хронография», охватывается период, начиная с 952 года и кончая событиями 1136-1137 годов.

Оно состоит из трех частей. Первая содержит хронику событий 952-1051 годов, т. е. историю одного столетия. Вторая часть охватывает период 1051-1101 годов – т. е. полувековую историю, а третья доведена до 1137 года.

«Хронография» Урхаеци содержит события армянской истории того времени, когда после двухвекового арабского господства, армянский народ, в середине IX века, пользуясь ослаблением халифата, в ряде областей Армении восстановил свою независимость.
Но слабостью халифата воспользовалась и Византия.

Она стала отвоевывать не только свои территории, захваченные халифатом, но одновременно намеревалась захватить всю Армению, разработав специальную политику, которую осуществляла силой оружия и дипломатии в течение целого столетия.

Грузия и Агванк (Кавказская Албания), Арабский халифат, Византия, Болгария, Фатимиды Египта, турки-сельджуки и турецкие деспотии, крестоносцы и княжества крестоносцев – вот неполный список тех стран, царств и владычеств, чью историю он в той или иной мере затронул в своем труде.

Учёные считают, что Маттеос Урхаеци, очевидно, при написании своего сочинения пользовался «Хроникой» Акоба Санаинеци.

Григор Ерец (Пресвитер) – XII век
«Хронографию» Маттеоса Урхаеци продолжил Григор Ерец (Пресвитер), доведя ее до 1162-1163 гг.

Григор Ерец, подобно Маттеосу Урхаеци, разоблачает губительную политику византийцев в отношении армян. «Мы еще со старых времен знаем, – пишет он – а также от летописцев, что императоры ромеев ничего не сделали для спасения христиан. Они только умеют отнимать и грабить города и области. Они были причиной того, что армяне удалились из своей страны, что чужеземцы усилились и пришли, завладели всем».

Смбат Спарапет (Гундстабль) – XIII век
«Хронографию» Урхаеци вместе с продолжением Григора Ереца использовал Смбат Спарапет (Гундстабль) при написании своей «Летописи». Это сокращенное изложение «Хронографии» Урхаеци.

Киракос Гандзакеци – XIII век
Киракос Гандзакеци (1200/1202-1271) – крупный армянский историограф, церковный деятель, ученый. Его «История Армении» начинается с IV в. и кончается 1266 годом. Особую ценность представляет вторая часть книги, посвященная первым монгольским походам и истории первого периода их владычества.

Вардан Аревелци – XIII век
Вардан Аревелци, или Вардан Великий (1196/97-1271), известный ученый и историограф. Оставил большое литературное наследие, в том числе ценный исторический труд – «Всеобщую историю». Начинается она с сотворения мира и завершается серединой XIII века.

Степанос Орбелян – XIII век
Родился Степанос Орбелян приблизительно в 50 годах XIII века. Степанос Орбелян был одним из самых образованных деятелей своего времени. Прекрасно знал историю Армении, своего края и соседних стран – Грузии и Кавказской Албании, а также Килликийского царства, монгольских ханств и стран Ближнего Востока. Занимался музыкой и писал литературные труды. До нас дошли в сохранности три произведения Степаноса – «История области Сисакан», «Плач» и «Хроника».

Товма Мецопеци – X век
Товма Мецопеци (1378-1446), церковно-политический деятель, настоятель крупного образовательного центра Южной Армении – Мецопского монастыря, оставил краткую историю нашествий Тимура и описание последующих сорока лет под названием «История Тамерлана и его преемников».

Его труд, вернее летопись, несмотря на то, что она лишена хронологической последовательности, является важнейшим первоисточником по истории нашествия Тамерлана на Армению и войн кочевых туркменских племен Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу.

Григор Акнерци
Им написана «История народа стрелков», или «История татар»

Григор Дараналеци – XVI-XVII век
Григору Дараналеци (1576-1643) принадлежит несколько трудов. Из них наиболее значительна объемистая «Хронология». Вторая часть этой книги является дневником, в котором описаны современные ему события.

Аракел Даврижеци (умер в 1670 году) – XVII век
Аракел Даврижеци – известный армянский историограф. Его «Книга историй»содержит ценные сведения об истории Армении 1602-1662-ых годов, о ее политическом, экономическом положении, персид¬ско-турецких войнах и пр. Он подробно описывает опустошительные нашествия Шах-Аббаса и культурное пробуждение армянского народа.

Закарий Канакерци – XVII век
Закарий Канакерци (1627-1699) известен своей «Хроникой», которую начинает с Аршакидов и доводит до 1699. Своим трехтомным трудом дополняет Аракела Даврежеци, доводя повествование до конца XVII века.

Особую ценность представляет написанная пером очевидца история XVII века. Речь идет о христианских девах, которых по велению персидского царя Хосрова-Ануширвана, везли в дар гуннскому хакану и которые утопились в реке Итиль (Волга).

Очевидец персидского гнета, он подробно описывает страдания армянского населения при сборе налогов, нестерпимо тяжелую долю и быт крестьян.

Иеремия Челеби Кеомурчян (1637-1695) – XVII век
Он написал труд по истории XVII столетия с подробным описанием турецко-персидских войн и гонений на армян.

Закария Агулеци – XVII век
Среди исторических хроник того времени особое место занимает «Дневник» купца Закарии Агулеци. Изъездив вдоль и поперек Малую Азию и Европу, он все наиболее замечательное, виденное им за 34 года, заносил в «Дневник», являющийся незаменимым первоисточником при изучении экономической жизни и быта этой эпохи.

Арутюн Тер-Овнанян
Арутюн Тер-Овнанян написал труд «История Джуги» (Джуга – имеется в виду Новая или Нор Джуга, район в пределах до недавнего периода столицы Иран – Исфахана, основанный армянами, переселенными Аббасом I из Джуги или Хин (Старой) Джуги – армянского города на левом берегу Аракса – ныне в пределах Нахичеванской автономии Азербайджана) в 1604 году.

Важнейшими источниками для изучения богатой событиями истории Восточной Армении первой половины XVIII в. являются труды трех современников:

1.История Давид-бека, записанная одним из членов венецианской конгрегации мхитаристов со слов ближайшего соратника Давид-бека – Степаноса Шаумяна;
2.Произведение [b]Есаи Асан-Джалаляна, излагающее события в Карабахе до 1723 года
;
3.«История войн» Абраама Ереванци.

В этой небольшой хронике описаны турецко-персидские войны 1723-1736 годов, однако главную ценность представляет подробное описание обороны Еревана от турок, очевидцем которой был сам автор.[/b]

Симеон I Ереванци (1763-1780 годы) – XVIII век
В объемистом труде католикоса Симеона – «Джамбре», изложена история Эчмиадзинского монастыря, начиная с XV века. Ценность этой работы заключается в том, что автор цитирует многочисленные хозяйственные акты, дарственные записи, а также приводит денежные расчеты, размеры налогов и заработной платы. «Джамбр» является, поэтому, ценным источ¬ником при изучении экономической истории Армении XVII—XVIII вв.

Микаэл Чамчян – XVIII век
К числу ученых монахов конгрегации мхитаристов принадлежал и выдающийся историк Чамчян. В 80-х годах XVIII в. вышла в свет его «История Армении» в трех больших томах. В течение целого столетия она оставалась наиболее полным, всеобъемлющим трудом по истории армянского народа.

Чамчян первый использовал все опубликованные и неопубликованные исторические источники – произведения античных авторов и армянских средневековых историков и летописцев, памятные записи рукописей, архивные документы. На основании этих первоисточников Чамчян изложил историю армянского народа с древнейших времен до своих дней.

Труд Чамчяна, стоявший на уровне современной ему исторической науки, положил начало новой армянской клерикально-буржуазной историографии.

Виктор Абаза – XIX век
Русский историк и военный деятель, генерал Виктор Афанасьевич Абаза (1831-1898 годы), автор многих работ и учебников по истории России, в 1888 году выпустил в свет книгу «История Армении».

Книга разделена на периоды в истории.
Первый период посвящён династии прародителя армян – Хайка и охватывает отрезок времени начиная с 2107 года до н.э. (год победы Хайка над Бэлом) и вплоть до 331 года до н.э.

Второй охватывает годы с 331 года до н.э. по 149 год до н.э., т.е. годы управления Арменнией наместниками Александра Македонского – сатрапами.

Третий – с 149 года до н.э. по 433 год н.э. и посвящён правлению династии Аршакидов.
Четвёртый посвящён времени правления марзпанов – персидских наместников, и охватывает годы 438-632 годы н.э.

Пятый период – с 632 по 702 годы н.э. – правление византийских куропалатов. Шестой период охватывает 702-1021 годы н.э., когда в Армении правили арабские востиканы.

Седьмой описывает нашествие турков-сельджуков и содержит события 1021-1080 годов н.э.
Восьмой, последний период охватывает 1080-1398 года н.э. и посвящён рождению и падению Армянской Киликии под управлением династии Рубенянов.

В книге также есть разделы, посвящённые переселению армян и их колонии, церкви и пребывании армянских патриархов, армянской переводческой литературе, армянском языке, приведены различные гербы Армении в разные времена.

«История Армении» В.А. Абазы, несмотря на её явные недостатки (не надо забывать, что её писал русский царский генерал), несомненно, и сегодня является одним из многочисленных памятников русской историографической мысли об Армении и её народе.

XX век
В XX веке одним из удачных изданий, посвящённых истории Армении на руском языке несомненно является «История армянского народа» в двух частях, вышедшая в издательстве «Айрапет» в 1951 году под редакцией Б.И. Аракеляна и А.Р. Иоаннисяна. Книгу подготовил и выпустил в свет Институт Истории Академии наук Армянской ССР.

В книге достаточно подробно и доступно, хотя и в краткой форме, описывается весь путь становления армянского народа от первобытно-общинной формации и до начала XX века. Есть главы, посвящённые развития культуры и наук в Армении.

www.armenianarthall.com

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *