На известном совещании 23 февраля 2008 года Роберт Кочарян и Серж Саркисян обвинили министра обороны Микаела Арутюняна в том, что он не контролирует ситуацию в армии и не знает, где его заместитель Манвел Григорян. Об этом в своих показаниях по делу 1 марта рассказал экс-глава армейской разведки Аршак Карапетян.
В то время Аршак Карапетян входил в администрацию, созданную приказом 0038 при начштабе Юрие Хачатурове как заместитель по особым поручениям главы администрации.
Сейчас Аршак Карапетян является советником премьер-министра Никола Пашиняна. До этого, в период президентства Сержа Саркисяна, после Апрельской войны он был освобожден от должности начальника разведки армии, а спустя несколько месяцев указом Сержа Саркисяна был назначен атташе при посольстве Армении в Москве.
После Апрельской войны бытовало мнение, что неожиданное наступление азербайджанской армии было вызвано упущениями в разведке. Это в какой-то мере подтвердило и увольнение Карапетяна с должности. Но, вернув его из Москвы и назначив своим советником, Никол Пашинян, отвечая на вопросы, сказал, что прочитал сотни страниц материалов об Апрельской войне и не нашел в них фактов об отсутствии разведданных и плохой работе разведки.
Адвокатская группа Роберта Кочаряна считает, что обвинение второму президенту было выстроено исключительно на показаниях Аршака Карапетяна. Полностью эти показания не обнародованы, за исключением упомянутого фрагмента, который порождает массу вопросов.
В частности, действительно ли Микаел Арутюнян не владел ситуацией, или он владел другой ситуацией?
На заседании 14 мая Роберт Кочарян заявил, что 7 из 10 убийств 1 марта было совершено неизвестными лицами. Он, фактически, повторил то, что говорил в период диалога Тер-Петросяна и Саркисяна в 2011 году в своем интервью, что убийства произошли в месте, которое не контролировалось ни властью, ни оппозицией. Что об этом знает Роберт Кочарян, кто контролировал эти участки? Или это просто защитный финт?
Что касается министра обороны Микаела Арутюняна, то в своем интервью радио Азатутюн другой замминистра обороны-«бунтарь» Гагик Мелконян говорил, что Арутюняна просили организовать встречу Сержа Саркисяна и Тер-Петросяна, но встреча не состоялась.
Не состоялась, потому что Арутюнян был не в состоянии повлиять на Саркисяна или Кочаряна, или он сам подсобил, чтобы встреча не состоялась?
Все это особенно интересно в свете информации о том, что Микаел Арутюнян не только скрывается от армянского правосудия в России, но и был гражданином России с 2002 года, в том числе, когда его назначали министром обороны Армении. Кстати, отвечая на этот вопрос, адвокат Роберта Кочаряна Айк Алумян заявил, что при назначении его министром Кочарян не знал о его российском гражданстве.
А кто мог об этом знать и не сообщить президенту? Арутюняна назначили министром после того, как Серж Саркисян покинул должность министра и стал премьер-министром после смерти Андраника Маркаряна, в 2007 году.
Сейчас Арутюнян находится в России, где правоохранители отменили объявленный розыск, потому что он – гражданин России. Что знает Микаел Арутюнян о событиях марта, помимо приказа 0038? Имеем ли мы дело в его лице с «серым кардиналом» или «темной лошадкой», или просто старым генералом, отстраненным от дел?