Сегодняшнее путешествие ведет нас в еще одну святая святых Армянского Космоса – страну, где, собственно, и сформировалась армянская нация, где во 2-ом тысячелетии до Р.Х. оформилось одно из первых армянских государств, – в страну под названием Тун Торгома (Дом Торгома).
Торгом или Торк Ангех
Традиции и легенды всех древнейших наций – армянские, иудейские, персидские и другие – возводят происхождение всех народов к родоначальнику современного человечества Ною, кто волею Всевышнего спасся от потопа, причалив на своем ковчеге к горам Араратским. Произошло это, согласно библейскому летосчислению, в середине 4-го тысячелетия до Р.Х. У Ноя было трое сыновей – Сим или Сем, Кам или Хам и Апет или Иафет, Яфет.
В отличие от, скажем, иудеев и арабов, ведущих свое происхождение от потомков Сима-Сема и потому называемых семитскими народами, армяне – потомки Апета, они относятся к так называемым «яфетическим» нациям. Это терминология, основанная на Библии, в армянской же традиции, как мы видели, путешествуя по Сасуну, имя Сима также прочно обосновалось на Армянском нагорье.
Как бы то ни было, у Апета родился сын Гамер (эпоним страны Гамирк на стыке Армении, Киликии и Каппадокии), у Гамера – Тирас (тезка одного из главных богов древнейшего армянского пантеона – Тира), у Тираса же родился сын – будущий отец Айка Наапета, по имени Торгом.
Ведь не зря Мовсес Хоренаци, повествуя о периоде Айкян армянской древнейшей истории, подчеркивает, что участвовавший в постройке Вавилонской башни Айк со своим родом-гердастаном, восстав против тирана Бела, вернулся на историческую родину своих предков – в Армению.
Имя же Апета многие исследователи считают сохранившимся в названии знаменитой горы Нпат в верховьях Арацани, с которой царь Пап наблюдал за Дзиравской битвой 371 г. Имя Нпат носят еще несколько гор и хребтов в Армении.
Страна, название которой дал отец Айка Наапета Торгом, лежит на крайнем западе Армении, близ границ Киликии и Каппадокии, в бассейне крупнейшего правого притока Епрата – реки Мелас (ныне Тохма), между Малатией, Себастией и Кесарией – непосредственно по соседству с Хеттской державой.
Называемая армянами Тун Торгома, страна эта упоминается в древнейших хеттских, иудейских, арамейских и прочих текстах под названиями Тогарма, Тегарама или Тил-Гаримму, Тил-Гуримми. Помимо прямого эпонима – Торгома, название страны выводится также из древнейших корней «тог» (род, нация, дом) и «арма» – армянский, т.е. прямая калька древнеармянского Тун Торгома с переосмыслением в Дом Армении.
Именно здесь изначально сформировалась армянская нация, именно отсюда многочисленные колена рода Торгома расселились по своему Армянскому нагорью, именно отсюда Айк Наапет спустился в Вавилон, и именно отсюда, согласно прикладной географии всех древнейших народов, начинается Страна Армянская или Гунд Араратян, страна солнцерожденных мужей Арменов, страна сына Торгома и патриарха армян – Айка Наапета.
В более поздние века эта земля носила название Вторая Армения, будучи одной из провинций Малой Армении, а ныне входит в состав наанга Малатиа. По имени страны ее столица также называлась Тун Торгома или Тогарма – Армянский Дом.
Один из вариантов названия – Тил-Гаримму (Тил-Гуримми), в ходе дальнейших лингвистических преобразований постепенно превратился в Горене, Гаврене, Горин и, наконец, в Кюрин – название, под которым этот древнейший армянский город известен в течение всего средневековья и нового времени. Сейчас это название сохранено в форме Гюрун.
Город расположен в 110 км к северо-западу от Малатии, по обоим берегам реки Мелас-Тохма, в северных предгорьях хребта Воромандон, входящего в цепь гор Аркайиц (Царских) системы Южного Армянского Тавроса.
В окрестностях Торгом-Кюрина раскинулся гавар Карнак или Гарнак Малой Армении – улавливаете прямую аналогию с египетским и бретонским Карнаком?! Ведущий происхождение от имени потомка Айка – сына Гехама Гарника, этот топоним, тесно переплетаясь с корнем «кар» (камень), прямо или косвенно участвует в названии известнейшего села Гарни, городов Карин и Карс, а также десятка-другого армянских имен.
В Кюрине армяне имели церковь и школу, в этом городе родились видные представители армянской культуры – музыкант и композитор М.Тумачян (ученик Комитаса), поэт Вахе Вахян и другие. В 7 км ниже по течению Меласа, между селами Карнак, Партизак (Садовое, ныне Бахчеджух) и Ин Кахак (Старый город, ныне – Карахисар) находится монастырь Сурб Тагавор, дословно – Святой Царь (греческое Ай-Васил), со смыслом Господа, Всевышнего.
Еще ниже по реке, в 37 км от Кюрина, лежит город Даранда или Таренте, являвшийся в свое время известным центром Павликианского движения. Город славился своей неприступной крепостью, которая называлась просто Шенк – строение. В Даранде было три армянских церкви, школа и монастырь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы).
Непосредственно на западе от города лежит ущелье Ашотадзор с одноименной речкой – правым притоком Меласа, и крупным известным селом Ашоти, где имелись монастырь, церковь, школа и даже иджеванатун (караванатун).
В 97 км к северо-западу от Кюрина, на дороге в Гамирк-Камарак (сегодняшний Гемерек), на самой границе Армении с Каппадокией лежит большое село Свхун или Свхын, в котором в начале XX века проживало более 250 домов – 2000 человек армянского населения, имелись церковь и школа.
По соседству с Свхуном тянется система гор Антитавроса, один из хребтов которой носит название Хндзори (Яблочный, ныне искаженно – Хынзыр). По имени хребта называется и монастырь, лежавший в одном из его отрогов и являвшийся одним из центров армянской средневековой письменности – Хндзори Аствацацин.
На раскинувшемся к востоку от Антитавроса пустынном карстовом Цамндавском плато берет начало река Цамндав (в тюркской транскрипции Заманты), являющаяся правой составляющей крупнейшей киликийской реки Сарос (Сейхун).
На плато, в верховьях Цамндава расположено крупное село Похренк с церковью Сурб Аствацацин (кстати, культ Богородицы распространен в Армении не меньше самого Христа), а ниже по реке, у самого начала Цамндавского ущелья, расположен город Цамндав – древняя Ариарартиа, тюркский Азизие, ныне Пунарбаши.
В противоположной – восточной части Цамндавского плато, в предгорьях хребта Базеитевк (Соколиные крылья, в греческой традиции – Зигон-Базитеон), лежит другое крупное и известное село – Манчнук или Манджиник (сейчас Манджилух) с монастырем Сурб Теодорос. Рядом с селом расположены руины древней Ларисы, а севернее него находится карстовая возвышенность с почти ровной поверхностью – Сеханасар (Столовая гора).
Дальше к востоку, между Туном Торгома и Арабкирским гаваром, проходит древняя дорога из Себастии в Малатию. На ней, в южных предгорьях Базеитевка, на восточном склоне горы Ванк (Монастырская) находится древнейшее село Ванк с монастырем Сурб Ншан.
В античное время на его месте возник иджеванатун и дорожная станция под названием Ад-Преториум, обозначенная на Пейтингеровой карте, а еще позднее – селение Хасан Челеби. Вообще, очень часто встречающийся на Армянском нагорье чужеродный топоним Хасан имеет, как и все поздние наслоения, вполне конкретную армянскую лингво-топонимическую основу.
Это название происходит от армянского слова Кецан, означающего «пристанище», «местожительство». Корень же «челеби» тюрки употребляют в значении «благородный», «аристократический» – в подавляющем числе случаев относя его к выдающимся армянам.
Еще один достаточно крупный в свое время иджеванатун располагался южнее Ванка, почти в 22 км по направлению к Малатии, и назывался просто Иджеван. Перестроенный в позднее время, поселок получил название по имени застройщика – Хекимхан.
«Хан» в тюркской топонимии означает иджеванатун, караван-сарай – корень ведет происхождение от армянского «кан», являющегося окончанием для названий населенных пунктов – Арзакан, былые Ленинакан и Кировакан, Кстакан и др.
Наконец, на крайнем востоке Тун Торгома, в пределах Арабкирского гавара Малой Армении, лежит город, называемый ныне Аргован или Аргуван. Это наследие древнего топонима Аркаван (Царский поселок), или развивавшегося параллельно имени Аргаванд – Плодородный.
В былые времена на его месте располагался город Аргаус или Аргауна – на месте его развалин позже возникло село Мохракут (дословно – пепелище), тюрки называют его Карахююк (термин «хююк» означает в тюркском руины, городище). Вокруг Аргована разбросано около двух десятков некогда оживленных и многолюдных армянских сел, каждое из которых имело школу и церковь, а то и две-три. Наиболее известными среди них являются Ашутка и Ицагех (Исакей).
Григор Бегларян