Вчера мы отмечали День возрождения Арцаха. 31 год назад, 20 февраля 1988 года, состоялась историческая сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, предопределившая государственную независимость Карабаха.
«ПОСЛЕДУЮЩИЕ развития доказали, что выбранный нами путь был правильным. Резня армянского населения Баку и Сумгаита окончательно продемонстрировала истинное лицо и цели деспотического Азербайджана, выявила его чудовищные программы по истреблению армянства Арцаха. Армянский народ объединился, взялся как один за оружие и в навязанной ему войне защитил свою землю и историю, свою веру и достоинство, предотвратив второй геноцид и одержав славные победы», — сказал в своем приветственном послании президент Арцаха Бако Саакян.
А для нас День возрождения Арцаха стал поводом для встречи и эксклюзивной беседы с Героем Арцаха генерал-майором Аркадием Тер-Тадевосяном (легендарным Командосом).
— Мы справляем 20 февраля, но это только некий условный рубеж, когда копившийся в течение долгих десятилетий протест арцахцев против притеснений, несправедливости и насилия достиг высшей точки. И это было вопросом выживания армян на своей земле. Движение же началось с того самого момента, когда Карабах был незаконно включен в состав Азербайджана. И тогда уже находились люди, поднимавшие свой голос, — еще в советское время. Не вдруг все возникло, а зрело годами.
Я очень хотел быть в Карабахе и отправился туда добровольно, никто меня не посылал, я поехал сам, как и тысячи добровольцев, которые хотели помочь Арцаху. То, что я увидел, подтвердило очевидное: Карабах хотят уничтожить, от армян избавиться. В геноцидальной политике Азербайджана по отношению к армянам с 20-х годов прошлого столетия ничто не изменилось. Я помню ужасающий случай: в Гадрутском районе сжигали деревни, убивали армян, а тех, кого не убивали, высылали, заставляя давать расписки, что они уезжают добровольно. Уже более 20 сел, таким образом, сожгли.
Когда я туда прибыл (меня Серж Саргсян послал оказать помощь), уже 25-е село было на очереди. И представьте, село, разделенное на две части, в одной — армяне, в другой — азербайджанцы. Для «охраны» армянонаселенной части села поставили одного милиционера-азербайджанца, дав ему в руки пистолет и 8 патронов. А в азербайджанскую часть было послано 200 солдат, 50 омоновцев, да еще местные отряды вооружили до зубов. Мы отстояли село, конечно, но ситуация была просто ужасная, это был октябрь 1991 года. Знаете, только оказавшись в Карабахе, можно было до конца понять, что происходящее — это часть большого плана по уничтожению Арцаха, а затем и Армении. Начавшееся движение помогло отстоять Карабах, отстоять Армению. Сегодня мы можем гордиться тем, что нам это удалось.
Любая уступка обернется ловушкой
— Я внимательно слежу за прессой. Сегодня много говорится о необходимости взаимных компромиссов в деле урегулирования карабахского конфликта. Я тоже был бы за компромисс, если бы речь шла о цивилизованном государстве, с которым можно говорить на одном языке. Однако в лице Азербайджана мы имеем противника, для которого нет ничего святого и который держится только на лжи. Предположим, мы пойдем на какой-то компромисс, уступим какую-то территорию. Но это же не будет мир. Для Азербайджана это станет плацдармом, чтобы в дальнейшем уничтожить Арцах. Мы наконец должны осознать, что давно вынашиваемые пантюркистские планы Турции и Азербайджана никуда не делись и у них большие аппетиты. Мы должны осознать, что любая уступка — это ловушка для нас. Обратите внимание: сегодня Турция хочет создать военную базу в Нахиджеване — ведь это неспроста. Мишень не только Армения, но и Иран.
Сила и слабость
— Но здесь есть одно «но», касающееся, в частности, Азербайджана. Оружием, конечно, он обладает мощным и разнообразным, прямо-таки музейным. Но это вооружение требует специалистов и требует единого национального поля, чего в Азербайждане не существует и существовать не может. Потому что он соткан из внутренних противоречий и внутренней вражды. Под какими бы лозунгами в духе «единый Азербайджан» они ни выступали, в случае трудностей у них единства не будет. Потому что как бы они ни пытались притеснять многие народы (талышей, лезгин и т.д.), живущие на территории Азербайджана, пытаясь насильно сделать их азербайджанцами, насильно мил все равно не будешь.
А Армения — единая. У нас могут быть внутренние проблемы, но в трудную минуту мы всегда объединяемся. И это наша непобедимая сила. В чем был наш успех? Моя супруга говорила: «Ты помни: их главный враг — их паника». И она права. Есть и другой фактор, который мы не изучаем с точки зрения военной науки, хотя и надо. Есть такое понятие — «гипноз ужаса». Почему Азербайджан аж на государственном уровне нагнетает антиармянскую истерию в своем обществе, подогревает ненависть к армянам? Это их страх и их слабость. Против мирного, безоружного населения они все «герои», а на поле боя срабатывает этот самый гипнотический страх.
А в чем наша слабость? На поле боя мы храбрецы, но потом можем сами себя ослабить, когда начинаем распределять лавры. Побеждают солдаты, а потом — этот герой, тот герой, Аркадий Иванович — герой. Нет, мы победили благодаря нашим солдатам, нашим ребятам, они герои. Но мало того, так еще потом начинаются споры: разве этот герой, что он сделал? Да ничего не сделал. Все это путаница, которую мы искусственно создаем и которая недостойна нашей силы и мудрости. Мы, конечно, сложный народ, что и говорить. И все же главное — другое: в дни апрельской войны у нас здесь, в ДОСААФ, яблоку негде было упасть, столько приходило людей, желающих отправиться на фронт защищать родину. Это главное…
Зара Геворкян, «Голос Армении»