А потому, когда Хетум собрался ехать в далекую Монголию, встал вопрос — а как добраться до владений монголов через земли мусульман, враждебных христианской Армении и тенгрианской Монголии?Подумав, Хетум нашел следующий выход.В сопровождении небольшого числа доверенных лиц он поехал через земли исмаилитов, ведущих с монголами войну не на жизнь, а на смерть. Он правильно рассчитал, что никому и в голову не придет, что друзья монголов поедут к ним через земли их злейших врагов. А чтобы исмаилиты не обратили на них внимания, Хетум вырядился погонщиком ослов, как и его окружение.Караван с недорогими товарами принадлежал некому купцу «мусульманину». Да и все, кто был в караване, были «мусульманами», кроме проводника, выступавшего в одежде христианского инока. На деле иноком рядился самый ловкий дипломат Киликийской Армении Барсет, сумевший до этого побывать как при дворе хана Бату, так и при дворе хана Мункэ. Когда караван добрался до города Феодосиополя на р. Евфрат, откуда было рукой подать до передовых монгольских отрядов, Хетум задержался в доме местного правителя по имени Курд.
Здесь царь киликийских армян дождался пока не прибыли подарки (их везли в обход земель исмаилитов), предназначенные для хана Мункэ. Далее Хетум ехал в своем истинном обличье в сопровождении монгольского отряда.
Мункэ по дружески принял Хетума и подписал с ним договор о союзе.
Во время одной из встреч между Хетумом и Мункэ, царь Киликийской Армении рассказал с какими трудностями ему пришлось преодолеть первую часть пути по дороге в Каракарум. Мункэ запомнил этот рассказ, и когда в 1255 году отпустил Хетума на Родину, дал ему в сопровождение монгольские отряды под командой одноглазого Маркатея и Бачу.
Весной 1256 года царь Хетум вернулся в Киликию. И как выразился источник: «по тому пути, который он раньше прошел тайком, (он, Хетум) возвращался, подобно льву».
Исмаилиты не рискнули напасть на многочисленные монгольские отряды, охранявшие союзника Мункэ-хана.
Источник: Антитопор