Период распада СССР для всех республик стал периодом определённого регресса, где-то преодолённом, где-то нет. Для Армении же это был период полнейшей деструкции.
Краткая статистика: 40% Армении было уничтожено Спитакским землетрясением, до 50000 погибло, 40000 были травмированы, 500000 лишились дома. Сотни тысяч мигрировали из Азербайджана, сотни были убиты в погромах, тысячи на фронте. Плановые поставки прекратились, вымерла промышленность, 85 % ввоза и вывоза, на 40 % упал ВВП(рекорд упадка в СССР и редкий случай в мировом масштабе за такой короткий период).
На этом фоне армянских врачам пришлось впервые на практике столкнуться с «реактивным состоянием». Состояние фобии, истерии, невроза. Растущий мистицизм, любовь к слухам, ослабление национальной и усиление местнической идентификации. Образно говоря, большинство становились конформистами, меньшинство- диктаторами.
В этой тяжёлой ситуации, когда возрождение национальных идей прервалось, а старое уже безвозвратно ушло, размываются границы. У армян впервые стала массовость сект, чего представить до этого было невозможно.
Иностранные специалисты прогнозировали в Армении ситуации массового психоза на фоне выышеизложенных положений. Рассчитывался в теории рост девиаций, массовой преступности, актов гражданского неповиновения. Однако, как знают сами очевидцы тех событий, всеобщего расстройства не произошло.
Доктор медицинских наук Самвел Сукиасян отмечает, что иностранные эксперты не учли этнопсихологии. Большинство заболеваний были на невротическом и личностном уровне. И по его словам, это результат выработанного веками механизма самосохранения у армянской нации. Армянам не впервой было испытывать деструктивные состояния и за это время армяне смогли сформировать ряд средств защиты. Психические расстройства не выходили наружу, а поглощялись, оставаясь сугубо личностными. Тяжёлые травмы уходили в тёмные участки сознания, а морально-социальные регуляторы не позволяли им выходить на поверхность.
Именно поэтому прогноз не состоялся и армяне достойно не только выстояли, но и поимели ресурсы для освобождения Арцаха. Это означает, что не нужно рассматривать прошедшие события, как приближающийся крах всего и всех. Не впервой армянам приходится взращивать заново свои семена. Это означает, что будущее более светлое, чем можно представить.
Артур Акопян
Источник: Антитопор