Иоанн Куркуас принадлежал к знатному армянскому роду Куркуасов (это эллинизированная форма фамилии, настоящей была Гурген), который занял видное положение в византийских ведомствах в 9 веке и получил известность одной из самых могущественных семей, принадлежавшей к землевладельческой военной аристократии в Малой Азии.
В юности Иоанн Куркуас обучался наукам у своего родственника митрополита Гангр. Иоанн стал доместиком восточных схол(фактически главнокомандующий всех имперских войск в Малой Азии) приблизительно в 922-923 г. и оставался на этом посту более 22 лет в годы правления императора Романа I Лакапина (920-944)
После прекращения мусульманских завоеваний середины VII века арабо-византийский конфликт превратился в череду мелких конфликтов.
Вплоть до 860-ых годов, Византия была стороной обороняющейся. Однако после переломной битвы при Лалакаоне, реки, у которой арабские войска были окружены и пали от руки византийских войск, Византия начала наращивать своё преимущество, и уже в 925 году император Роман I Лакапин потребовал выплату дани с мусульманских городов, но получил отказ.
Тогда Иоанн Куркуас , во главе византийского войска, включая многочисленный армянский контингент и также при помощи своего брата Феофила штурмовал Мелитену(город в восточной Турции) и добился заключения договора, по которому владения эмира(правителя) Мелитен становились зависимы от Византийской Империи.
В 930 году Иоанн Куркуас вместе со своим братом Феофилом осадили
столицу эмирата Каликалы — Феодосиополь (современный Эрзурум)
После семи месяцев осады Феодосиополь был взят весной 931 года и превращён в византийского вассала.
В 933 году Куркуас возобновил военные действия против Мелитены, которые до этого успели уже отказаться от вассальных отношений с Византией. На освобождение города была отправлена арабская армия , которая потерпела сокрушительное поражение и была обращена в бегство, так и не освободив осажденный город.
В 934 году во главе 50 тысячной армии, Куркуас снова осаждает Мелитену, попутно взяв Самосаты, многие мусульмане бежали из Мелитены, лишь узнав о том, что Куркуас снова приближается к городу, остальных же заставил сдаться голод , и в том же 934 году Мелитены наконец то окончательно были завоёваны Византийской Империей, и во избежание восстаний, все мусульмане , отказавшиеся принять Христианство, были высланы.
Падение Мелитены глубоко потрясло весь мусульманский мир: впервые главный мусульманский город пал и был включён в состав Византийской империи. Куркуас продолжил развитие успеха, подчинив части самосатской области в 936 году, а затем разрушил город до основания.
С падением халифата и его очевидной неспособности защищать свои приграничные области новая местная династия Хамданидов стала основным противником Византии в Северной Месопотамии и Сирии
в 938 году Самасаты были освобождены Сайфом аль-Даулой из рода Хамданидов.
Между Византией и Халифатом было временное перемирие. Однако стычки с отдельно взятыми мусульманскими правителями продолжались.
Когда в 941 году, Куркуасс решил возобновить походы на Восток, неожиданно появились многочисленный флота русов.
После поражения русов, в январе 942 года Куркуас всё же возобновил кампанию на Востоке, которая продолжалась в течение трёх лет
Было разгромлено и разграблено — Алепоо, захвачен город Хамус и 15 тысяч пленных.
Далее — во главе исключительно большого войска, включавшего около 80 тысяч человек по сообщениям арабских источников, военачальник перешёл из союзной области Тарон в северную Месопотамию. Мартирополис, Амида, Нисибис, Дара — места, где византийская армия не ступала со времён Ираклия, правившего 300 годами ранее, — были взяты штурмом и разграблены.
Однако истинной целью этих кампаний была Эдесса — местонахождение Спаса Нерукотворного, или Мандилиона. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы Абгара V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платком, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.
Для византийцев, особенно после окончания периода иконоборчества и восстановления иконопочитания, Мандилион имел глубоко религиозное значение.
Куркуас нападал на Эдессу(в настоящее время находится на юго-востоке Турции) каждый год, начиная с 942 года, и опустошал все пригородные области, как он это сделал несколькими годами ранее при Мелитене. Наконец, эдесский эмир согласился заключить мир, обещая не поднимать оружие против Византии, и передал Спас Нерукотворный в обмен на освобождение двухсот пленных.
Мандилион тотчас был отправлен в Константинополь
Иоанн Куркуасс -завершил свою кампанию после взятия городов Бирты и Германикеи.
Заключение:
Куркуас принадлежит к числу величайших военных лидеров Византийской империи. Византийские летописцы упоминали его как военачальника, который восстановил имперские границы до Евфрата.
По словам историка-византиниста Стивена Рансимана:
«Менее блестящий военачальник, возможно, … очистил бы сарацинскую империю и успешно защитил свои границы; но Куркуас сделал больше. Он вселил новый дух в имперскую армию и победоносно повел её вглубь страны неверных. Фактическая область его завоеваний не была столь большой; но этого было достаточно, чтобы полностью изменить старые роли Византии и арабов. Византия теперь была агрессором… Иоанн Куркуас был первым в ряду великих завоевателей и стал первым достойным похвал».
Источник: Антитопор