Дашнакцутюн анонсировала вчера на митинге движение «желтых карточек» и показала первую желтую карточку правительству. Пока не ясно, какую дорожную карту видит АРФД на пути к красной карточке, но анонс движения говорит, что речь идет о долгосрочном процессе.
Однако, есть вероятность полагать, что движение желтых карточек станет осью той самой «мощной силы», о которой в интервью Рейтер заявил Роберт Кочаряна, обещав присоединиться к силе, которая бросит вызов власти.
Условно эту силу можно назвать «Движением желтых карточек», или «Красная карточка». Удастся ли бросить вызов власти, это уже другой вопрос. Но то, что брошен вызов обществу позиционированием себя как оппозиции, уже очевидно.
Для того, чтобы претендовать на что-то серьезное, движению желтых карточек придется обойти вторую по численности парламентскую силу – Процветающую Армению. Обойти третью – Просвещенную Армению – не сложно, учитывая, что ее лидер сам любит обходить горы «третьим путем».
Процветающая Армения, которая последние 12 лет была стабильно второй, до Бархатной революции работала на минимуме своей функциональности. Это была подушка безопасности для правящей системы, буфер, который нейтрализовал большую часть недовольства общества. После Бархатной революции ППА, по инерции и договоренности с Николом Пашиняном, смогла сохранить вторую позицию, но без ключевой роли для власти.
В этом смысле ППА сохранила номинально второе место, но утеряла политический смысл.
Но если формируется движение желтых карточек, если АРФД, а по всей вероятности – Кочаряну удается создать действительно жизнеспособное движение, то ППА может обрести новый смысл – как для Никола Пашиняна, так и Роберта Кочаряна.
Гагик Царукян может оказаться в сложной ситуации, потому что речь будет идти не о выборе между двумя системными полюсами, что несет в себе ряд «смягчающих обстоятельств», а о выборе между разными системами, вплоть до внешних ориентиров.
Гагик Царукян заявил, что поставлял воду революции. Станет ли Царукян поставлять акварель движению желтых карточек, если к ней обратится АРФД, тем более, Кочарян? В конце концов, Царукян прошел с АРФД славный путь, а Кочарян и вовсе считается «акушером» партии.
Но если действительно есть политическая программа, то первой мишенью второго президента невольно становится Царукян.
Удастся ли сыграть на эмоциях Царукяна, или он не разбавит водой революции желтую акварель? По большому счету, желтую карту АРФД в первую очередь показала Царукяну, и он может однажды пожалеть, что упустил момент уйти из политики. Если, конечно, на помощь, как всегда, не поспеет Серж Саркисян.