Acnis.am
События, связанные с арестом и затем повторным освобождением второго президента Армении Роберта Кочаряна, породили в Армении политический резонанс, сравнимый с семибалльным землетрясением. Судья, вынесший решение об освобождении Кочаряна из зала суда, вынудил политические силы не только в Армении, но и в Арцахе играть в открытую, выложив все свои карты на стол. Для общества, в целом, это положительное явление, поскольку позволило произвести своеобразную люстрацию всех политических сил и показать народу кто есть кто и чьи интересы защищает. Что касается судебной системы в целом, о коренной реформе которой говорили еще год тому назад, это решение суда явилось последней каплей для слома старой, коррумпированной сверху донизу, начиная с Конституционного суда, судебной системы и построения новой. Необходимо отметить, что Армения получила на это решение правительства положительные отклики из Европы и США. Так, содокладчики ПАСЕ по мониторингу Армении Юлия Левочкина и Андрей Ширчель заявили, что независимость судебной власти является необходимым условием верховенства закона и лучше всего обеспечивается отсутствием какого-либо вмешательства со стороны политических субъектов. Посольство США выступило с заявлением, где, в частности, говорится, что Соединенные Штаты готовы содействовать укреплению независимой судебной системы в Армении, что включают в себя усилия, направленные против коррупции и формированию институтов верховенства закона. В Армению приехал старший эксперт Международного центра переходного правосудия Рубен Карранзан.
Однако, во всех заявлениях западных кругов подчеркивалось, что реформы в судебной системе и веттинг должны проводиться строго в рамках закона. А некоторые вообще не поддержали Пашиняна. Так, бывший посол Польши в Армении Марек Новаковский заявил, что «удивлен тем, что премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился с призывом блокировать здания судов». Посол обеспокоен тем, что запас общественного доверия, предоставленного Пашиняну, может быстро иссякнуть.
О реформах не только судебной системы, но и важности незамедлительного принятия законов о собственности, о партиях, о выборах эксперты говорили еще год тому назад. Однако могли ли быть разработаны и приняты эти законы, учитывающие сегодняшние реалии, если Основной закон – Конституция, которая была написана для узаконивания власти одного человека – Сержа Саргсяна, оставалась и сейчас остается неизменной? Конечно же нет. За это время можно было бы написать новую конституцию, соответствующую духу времени, обсудить ее и принять. Сейчас же, если мы хотим принять новый закон или реформировать судебную систему, всегда были и есть люди и организации, которые заявляют, что закон или реформа не соответствуют Основному закону и все действия правоохранителей направлены на сведение счетов со стороны новой власти. Как следствие, все подозреваемые сбегают в Россию, которая «своих» не выдает, превращая их в политических мучеников. И это при том, что в Армении они преследуются не по политическим убеждениям, а по чисто уголовным делам. Это, конечно, дело России, но необходимо заметить, что такой подход явно не увеличивает процент пророссийски настроенного населения Армении.
Вот в таком цейтноте мы оказались. Отсутствие закона о собственности порождает постоянные споры в обществе – почему того или иного взяточника, который разграбил страну, не посадили, и он гуляет на свободе. А ведь этот закон мог бы четко разграничить разницу между наворованным или законно заработанным. При этом и суды могли бы выносить правильные решения, и народ был бы доволен, поскольку все наворованное пошло бы в казну. А так, все коррупционеры спокойно разгуливают в Армении, а если чувствуют опасность, сразу сбегают в Москву. Наши же правоохранители с завидным постоянством дают им возможность сбежать из страны, а потом оправдываться, что их не могут поймать. Только не ясно, кто кого обманывает.
Конечно же, веттинг, о котором так много говорят, необходим. Однако он не сможет решить все вышеперечисленные проблемы без принятия новой Конституции.