АналитикаОбзор прессыПолитика

Беззубая реакция Армении: почему Ереван не заявляет о главном.

10 армянских партий, позиционирующих себя как консервативные оппоненты нынешней власти, распространили заявление в связи с 100-летием Севрского договора, призвав актуализировать его в международном праве в соответствии с новыми геополитикими реалиями.

В заявлении отмечается, что «мы имеем дело с договором, который был применен частично, в основном не применяясь по части Армении». «Между республиками Армения и Турция нет иного многостороннего договора, получившего международное признание, который правомерно решает пограничный вопрос двух государств», говорится в заявлении.

При этом в заявлении не указывается, что именно помешало имплементции Севрского договора по части Армении. Не говорится также, что не договор между Арменией и Турцией определяет нынешнюю армяно-турецкую границу.

Нынешняя граница Армении определяется российско-турецкими договорами, и говорить об актуализации Севра без требования денонсации русско-турецких договоров не просто наивно, но и преступно.

Как подписавшие заявление партии, в том числе ППА, РПА, представляют заключение договора с Турцией по поводу границ, если Турция не считает нужным говорить об этом с Ереваном?

Пока Москва выражает приверженность русско-турецким договорам и пока Ереван не заявляет об их непризнании, никакой Севрский договор не может стать актуальным.

На этом фоне заботливо ограждающая Россию от обвинений позиция армянских оппозиционных партий кажется, извините, импотентной.

Впрочем, такова же позиция и власти. Спикер парламента Арарат Мирзоян сделал запись к 100–летию Севрского договора, в котором обвиняет тех, кто говорит о Севрском договоре, в мечтательной наивности.

Он пишет, что 10 августа 1920 года было подписано два документа – Севрский договор и еще один в Тифлисе – соглашение Армении с большевиками. Вторым документом Армения согласилась, чтобы спорные Арцах, Зангезур и Нахиджеван заняли войска РСФСР.

Тифлисское соглашение было тут же имплементировано, без Зангезура, который не отдал Нжде. Севр же остался на бумаге, пишет Арарат Мирзоян, обвиняя в этом не Россию, которая путем оккупации вынудила Армению подписать соглашение вопреки Севрскому, а армянское руководство того времени, иначе говоря, дашнакское правительство.

Склоняющееся к либерализму нынешнее правительство Армении порой не может скрыть комплексов в отношении Первой республики. А главный либерал Армении, первый президент Левон Тер-Петросян, говоря даже о школьной программе по истории, пренебрежительно заявляет, что история писалась в логике Ай дата.

И опять ни слова о роли России. Арарат Мирзоян обвиняет Запад в том, что Севрское соглашение стало «последним признанием в любви» уходящих из региона союзников, которое согревало наши души, «когда мы отказывали туркам в переговорах и отвергали возможность хоть что-то удержать». В сентябре 1920 года турки заняли часть Восточной Армении, остальное досталось большевикам, говорит Арарат Мирзоян, предпочитая называть российскую оккупацию большевистской.

Мы позволили, чтобы союзники нас обманули. Мы не просчитали, оказались слабыми, не смогли, пишет Арарат Мирзоян.

Есть ли грани соприкосновения между двумя этими позициями – консервативно-националистической и либерально-националистической? Такой гранью может быть только очная ставка с фактами, а они состоят в том, что нынешнюю границу с Арменией Турция определила договором с Россией, а не Арменией. И пока об этом не будет заявлено официально, потуги вернуть Севрский договор и либеральные призывы забыть историю окажутся бесплодными.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button