Авторская программаАналитикаВсе о самом интересном..ИменаИнтересные фактыИсторические персоныИстория древнего мира

Микаэл Шахназаров : АРМЯНСКАЯ МЕДИЦИНА народная медицина.

Медицина в Древней Армении | Вне Строк

НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТАЯ НАРОДНАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

Современная научная медицина развивается быстро. Появляются современная диагностическая аппаратура, новые препараты и методы лечения. Но далеко не всегда усилия врачей дают желаемый результат. Значит ли это, что возможности лечения исчерпаны? По мнению специалистов в области альтернативной медицины, армянская народная и традиционная медицина накопила огромный опыт и знания, которые могут и сегодня эффективно использоваться при лечении многих заболеваний. К сожалению, этот бесценный опыт предан забвению. О необходимости использования достижений врачей прошлого и народных целителей говорили участники круглого стола «ГА».

Мкртич АВАКЯН, президент Ассоциации специалистов традиционной и альтернативной медицины:

— В медицинских учреждениях Армении, к сожалению, не уделяется должного внимания достижениям армянской народной и традиционной медицины. В списке Министерства здравоохранения числится лишь несколько специальностей, относящихся к традиционной и альтернативной медицине. Это иглоукалывание, мануальная терапия и с недавних пор – гомеопатия. Но ни одна из этих специальностей не относится к армянской традиционной медицине. Многие эффективные методы лечения фактически остались вне внимания Министерства здравоохранения. Обидно, что мы пренебрегаем этим бесценным многовековым опытом, который мог бы оказаться чрезвычайно полезным при лечении многих заболеваний. У нас более 20 лет функционирует Университет традиционной медицины. Но, к сожалению, широкого применения эти знания пока не находят.

В последние годы во всем мире достижениям народной медицины уделяется повышенное внимание. Если до 70-х годов ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вообще не обращала внимания на эту область, то сейчас ситуация изменилась. Приведу несколько фактов. Одна треть населения Земли не имеет доступа к современным медицинским услугам. Есть страны, где преобладающая часть населения пользуется услугами знахарей. Слава богу, Армению эта проблема миновала. С другой стороны, даже в развитых странах растет интерес к методам народной медицины. По данным ВОЗ, 70% населения в Канаде, 48% в Австралии и 38% во Франции используют средства и техники традиционной медицины. В США примерно каждый второй американец ежегодно прибегает к услугам специалистов этого направления. В Великобритании количество консультаций у врачевателей традиционного типа достигает 13 млн в год, или, можно сказать, к ним прибегают приблизительно в каждом четвертом случае. В 2002 г. во всем мире было продано лекарств на сумму $400 млрд, из которых 60 млрд составила доля лекарственных средств альтернативной медицины. По данным опроса, недавно проведенного ВОЗ, многие больные, разочаровавшись в официальной медицине, получили действенную помощь, обратившись к народным методам.

В 2002г. ВОЗ разработала Стратегию развития народной медицины. Рекомендуется более внимательно отнестись к опыту народной медицины, изучать его, исследовать эффективность традиционных и народных методов лечения, внедрять лучшее в современную лечебную практику. И на этом фоне странным, если не сказать больше, кажется позиция Министерства здравоохранения Армении, которая в настоящее время рассматривает вопрос исключения существующих в течение многих лет методов традиционной и альтернативной медицины из номенклатуры медицинских специальностей Армении.

Приведу еще один факт. Сегодня возникла большая проблема с созданием новых лекарств. В год появляется всего лишь 5-6 новых препаратов. Подсчитано, что если бы вместо скрининга исследователи обращались за советом к представителям натуральной медицины, то вероятность открытия новых фармакологически активных веществ возросла бы с менее чем 1% до 40%. Поэтому ВОЗ призывает на основе углубленного научного анализа средств и методов народной медицины определить в наиболее полном объеме те из них, которые обладают доказанной лечебной эффективностью, безопасностью и экономичностью. Что касается экономического эффекта, то исследования показали, что методы народной медицины в разы экономичнее, чем современные лекарственные средства. Я уже не говорю о немедикаментозных средствах. Сегодня врачи разделились на две группы. Одни признают методы народной медицины, другие их категорически отвергают, забывая, что вся современная медицина развилась на основе народной.

Арутюн МИНАСЯН, психотерапевт:

— Корни армянской медицины уходят в глубь веков. Еще в языческие времена при храмах были жрицы, которые занимались лечением. Они применяли методы фитотерапии и психотерапии. Со временем в Армении стали развиваться медицинские школы, где готовили врачей. Наши предки считали, что болезни возникают из-за нескольких факторов: климатические условия, питание, условия труда и т.д. Еще в те далекие времена большое внимание уделялось и профилактике заболеваний. Уже в XII веке великий армянский врач Мхитар Гераци написал блестящий научный труд «Утешение при лихорадках», в котором четко определил причины возникновения многих заболеваний. Огромный вклад в развитие средневековой медицины внес выдающийся армянский врач Амирдовлат Амасиаци. Его труды стоят в одном ряду с трудами Авиценны. К сожалению, достижения выдающихся армянских врачей в мире мало известны, хотя они и достойны славы Гиппократа и Галена. К сожалению, когда стала развиваться научная медицина, многие достижения народной и традиционной медицины были преданы забвению. А зря. Зайдите в любую аптеку, и вы увидите целый отдел народных средств, которые могут эффективно использоваться при лечении многих заболеваний.

Мкртич АВАКЯН:

— Армянские врачи оказались пионерами во многих вопросах. За 500 лет до итальянцев вопросы профессиональных заболеваний впервые в мире стал рассматривать Мхитар Гераци. Но официально первенство закреплено за Римом. Первый лепрозорий был организован в Армении. В те годы больных лепрой в Европе выгоняли из городов. Первая больница в современном понимании появилась в Багдаде около 800 г. н.э. благодаря врачу армянского происхождения Джибраилу ибн Бахтиши.
Гирудотерапия
В отличие от Европы, у нас не было табу на вскрытие, что имело большое значение для развития медицины. Сейчас, когда я обращаюсь к различным источникам, то нахожу много ссылок на М.Гераци, А.Амасиаци и др. Армяне еще несколько веков назад давали наркоз с помощью специальных трав, тогда как в Европе проблема обезболивания решалась ударом по голове. У нас в Матенадаране работает большая группа специалистов во главе с доктором С.Варданян, которая изучает бесценные рукописи армянских врачей прошлого.

Армен НЕРСИСЯН, психиатр:

— В 1908 году один из немецких медиков приехал в Армению и изучал армянский язык именно для того, чтобы перевести книгу Мхитара Гераци. Когда-то армянские врачи были довольно известны в мире. Сегодня все это, к сожалению, забыто. В нас сидит какое-то преклонение перед чужим, мы почему-то не очень-то доверяем нашим традиционным методам лечения. К примеру, сейчас во всем мире довольно распространен метод лечения драгоценными и полудрагоценными камнями. А ведь армянские врачи эту методику лечения использовали еще несколько веков назад. Почему-то многие современные врачи считают, что средства традиционной медицины недостаточно эффективны и надо использовать только современные методы.

Жанна ГЕВОРКЯН, диетолог:

— В течение 6 лет я изучала рукописи Матенадарана и обнаружила много интересного и удивительного. Испокон веков армянские врачи уделяли большое внимание лечебному и рациональному питанию. Считалось, что человек не может быть здоровым, если он питается неправильно. Еда — главное, что попадает в организм извне. Амасиаци пишет, что для того чтобы быть здоровым, надо мало есть. А другой Амасиаци — Галуст говорил следующую фразу: «Надо употреблять еду как лекарство, чтобы потом не употреблять лекарство как еду».

Наши предки совершенно справедливо считали, что есть надо только в хорошем настроении и на пустой желудок. Только тогда еда полностью усваивается и не наносит вред организму. Большое внимание в прошлом уделялось режиму питания. Обильную пищу надо принимать в первой половине дня, а вечером есть мало и только легкие продукты. Обращалось внимание и на возраст. Армянские средневековые врачи рекомендовали с годами снижать употребление мяса и животных жиров, делая акцент на растительную пищу. Уже позднее, в XVIII веке, врач Погос Евдокеци писал, в какие месяцы года какие продукты следует употреблять. Зимой — больше мяса, летом — больше овощей и фруктов. Ведь и современная медицина дает те же рекомендации. Очень подробные рекомендации дают врачи средневековья о питании во время болезни, при выздоровлении. Это очень грамотные и полезные советы, использование которых сегодня не теряет своей актуальности.

Маргарита ВАРДАНЯН, рефлексотерапевт:

— Гирудотерапия (лечение пиявками) была известна еще в Древнем Египте. В Армении этот метод широко применялся при лечении многих заболеваний в XVII-XVIII вв. Гирудотерапия эффективна при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, лихорадочных состояниях, варикозном расширении вен, тромбофлебитах, геморрое и т.д. При укусе пиявки в организм больного вместе со слюной попадают ферменты, которые разжижают кровь и предотвращают нежелательные развития заболевания. В средние века гирудотерапия применялась и в косметологии. Кожа после укуса пиявки приобретала блеск.

Арутюн МИНАСЯН:

— В Армении была очень развита и апитерапия — лечение пчелиным ядом. Скажу, что все перечисленные методы, конечно же, не являются панацеей, но многие методы традиционной медицины доказали свою эффективность. Просто их должны использовать профессионалы, потому что известно много шарлатанов, которые могут навредить и скомпрометировать тот или иной метод народного врачевания.

Арам ТАДЕВОСЯН, хирург:

— Я уже 10 лет занимаюсь глинотерапией. Этот метод лечения пришел к нам из глубины веков. Кстати, лечатся глиной и животные. В Библии написано, что Бог сделал человека из глины. В Армении есть уникальная лечебная глина, которая помогает при лечении многих болезней. Но необходимо использовать только лечебную глину.

В интернете содержится более 1000 информаций о глине. Глина лечит многие воспалительные желудочно-кишечные заболевания, патологии щитовидной железы, некоторые кожные заболевания. По самым грубым подсчетам, в глине содержится 24 макро- и микроэлемента. Речь идет об армянской глине.

Жанна ГЕВОРКЯН:

— Интересно, что врачи средневековья обращали внимание и на внешний вид блюд и рекомендовали давать детям и взрослым вкусную пищу. Считалось, что если пища приятна небу, то она хороша и для желудка. А та пища, которую человек принимает с отвращением, не может принести пользу. Поэтому при болезнях, когда человеку противопоказана та или иная еда, ему все равно нужно давать не только полезные, но и красиво оформленные, приятные на вкус блюда с приправами – например, с базиликом, чабрецом, то есть травами, имеющими и лечебное воздействие. Серьезное внимание уделялось питанию беременных женщин, кормящих матерей и новорожденных детей. Кормящим матерям рекомендовалось принимать разные настои, например, из роз. И наоборот, такая пища, как чеснок, эстрагон, исключались. Что касается кари, чамана, корицы, то они снижают уровень глюкозы, хотя и не могут лечить диабет. В начальной стадии болезни они могут оказать положительное действие.

Есть много рецептов с использованием меда. Мед считался очень полезным продуктом, но говорилось, что нельзя использовать больше 30 нуки – это примерно столовая ложка. Много рецептов с использованием меда и лекарственных трав. Кстати, мед употреблялся как внутрь, так и накладывался на раны. В косметических целях также употреблялся мед, особенно мед молодых пчел. В наших лечебниках большое внимание уделялось внешнему виду женщины. Можно найти рецепты многих масок с употреблением пищевых продуктов и глины. И много методов для лечения импотенции и продления жизни. Кстати, возвращаясь к проблеме сахарного диабета, скажу, что о лечении сахарного диабета упоминается еще в лечебнике X века. Правда, тогда это считалось заболеванием почек. Но рекомендации полезны для лечения диабета — отвар зеленой фасоли, чабреца. Между прочим, уже тогда ожирение считалось предвестником диабета. И еще: интересно, что о периодической болезни тоже упоминается в наших лечебниках. Амасиаци считает, что если больные меняют место жительства, то периодическая болезнь не то чтобы проходит, но приступов не бывает. В период приступов рекомендовался отказ от пищи – только питье. Голодание рекомендовалось и при приступах бронхиальной астмы. А в период отсутствия приступов и при бронхиальной астме, и при периодической болезни рекомендовалось употребление продуктов, не вызывающих аллергические реакции – никаких сладостей, меда, малины, клубники… Есть рецепты, где продукты выступают в качестве лекарственных средств. Как считал Амасиаци, разница между продуктами и лекарствами только в одном: продукт сам подчиняется влиянию организма, а лекарства подчиняют организм себе.

Пчелотерапия
Арутюн МИНАСЯН:

— Армения с древнейших времен известна своими целебными растениями и продуктами пчеловодства. В народной медицине использовался не только мед, но и пчелиный воск, прополис и т.д.

Жанна ГЕВОРКЯН:

— Любопытно, что в длительное путешествия человеку рекомендовалось брать с собой шиповник, сухофрукты – чтобы избежать болезни десен. Правда, тогда вряд ли знали, что все это – витамин С.

Мкртич АВАКЯН:

— Известно, что армяне разводили специальный вид желтых пчел и широко использовали его в медицине

Арам ТАДЕВОСЯН:

— Скажу о глинолечении. Нет такой сферы медицины, где лечение глиной нельзя использовать. Тут практически нет никаких противопоказаний. В основном глиной лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Глина используется во время дегенеративных воспалительных заболеваний, при лечении периодической болезни. Причем чем болезнь тяжелее, тем глина действует эффективнее. Глина полезна также при решении проблем, связанных с потенцией. Очень эффективна глина в виде аппликаций при лечении мастопатии, зоба. В последнем случае надо сочетать аппликации с принятием глины внутрь. Регулярное принятие глины внутрь омолаживает организм. Глина обладает противоаллергическими, противовоспалительными, дезинтоксикационными свойствами.

Лилит СИМОНЯН, сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА:

— Практически по каждому вопросу, который был здесь затронут, я могла бы сделать длинные дополнения. Дело в том, что в этнографических материалах накопилось огромное количество информации по медицине. В работе Петра Зелинского, написанной в 1832 году, говорилось об огромном количестве лекарственных растений в Армении. Кроме того, у него есть еще работа по Нахиджеванской области, в которой он подробно описал традиции народной медицины в Нахиджеване. Там есть очень редкие рецепты – к сожалению, сегодня они практически не применяются. Мы многое потеряли. В Западной Армении были известны особые рецепты, связанные с той растительностью, минералами, которые имелись в той или иной области. Многое сохранилось в записях, но изучать их этнографам очень трудно, потому что они не разбираются в медицине. Встречается множество названий болезней, которые мы не можем расшифровать – их надо просто переводить с разных диалектов на язык медицины. Кроме того, многое находится в некой пограничной плоскости между магией и наукой, магией и искусством. Чтобы расшифровать эти записи, тоже нужны специалисты.

Еще в 2006 году в Армении был принят закон о защите и сохранении материально-культурного наследия, в который вошел и пункт о народной медицине. Между тем, как только стартовали программы, проекты по защите какой-то области, сразу начались разговоры о том, что народным целителям никакой защиты не надо – дескать, у них и так есть деньги и огромная клиентура, и это действительно так. Поезжайте в те деревни, где есть настоящие целители, вы увидите, какая у них клиентура.

Кстати, хотелось бы обсудить со специалистами традицию, сложившую в деревне Уджан, где используют змеиный яд. Там народ ловит змей, берет у них яд и отпускает. Да не только народные целители – обычные жители наших деревень знают очень много о народных средствах лечения тех или иных болезней. Многое, конечно, знаем и мы, городские жители, но деревенские знают гораздо больше.

Скажу, что в народной медицине есть определенная специализация. Во-первых, это снхчи – костоправы. Об их профессионализме известно давно. Большими профессионалами были и армянские повивальные бабки. Хотелось бы еще напомнить о цирюльниках. Они были особой кастой. Во многих местах, например, в Ване, были цирюльники, которые и пускали кровь, и лечили фурункулы. Интересно то, что среди цирюльников тоже была специализация. В каждой деревне был такой цирюльник, который лечил очень определенное число болезней – инфекционных, воспалительных и т.д. А знахарство передавалось по наследству, причем интересно, что передавалось не от мужчины к женщине, а от женщины к мужчине. Кстати, что касается знахарства, то знания здесь передаются устно, но это не значит, что они не имеют отношения к науке.

Хочу сказать еще об одной стороне народной медицины, которая также мало изучена – речь идет о лечении с помощью вибрации и психотерапии. Я не знаю, как это работает, но это лечит. Лечат и молитвы, псалмы, определенные главы из «Книги скорбных песнопений» Нарекаци, особых молитвенников. Возьмем другой срез – песни. Кстати, многие молитвы, некоторые народные заговоры пелись. То есть речь о воздействии не только текста, но и мелодии. Есть и другая терапия – с помощью музыкальных инструментов. Звали, например, зурначи или других музыкантов, и их игра на разных инструментах воздействовала. И наконец, третье – сочетание танцевальной терапии с музыкальной. Считалось, что злые духи любят танцевать, и если болезнь вызвана злым духом, который попал в тело человека, значит, человек должен танцевать столько, сколько нужно, чтобы злой дух натанцевался и вышел из больного. Хотелось бы сказать еще, что у нас были приняты танцы с шествием к могилам мертвых. Например, играют на свирели, и больной должен танцевать вплоть до прихода на могилу, там совершается еще некий ритуал, и больной, так же танцуя, возвращается домой. Считается, что больной танцует с мертвыми, передает им свою болезнь и возвращается уже здоровым. Мы видим, что эти объяснения — сплошь иррациональные, магические, а уж есть ли в этом рациональное зерно – это должны изучить специалисты — врачи. Одними этнографами тут не обойтись. К сожалению, в нашем институте нет ни одного специалиста по народной медицине. Но если в этом вопросе мы будем сотрудничать с врачами, у нас появятся не только хорошие специалисты-этнографы, но и универсальные специалисты, которые могут использовать этнографические источники.

Арутюн МИНАСЯН:

— Помимо знахарей, снхчи и т.д. существовала отдельная категория специалистов – чопчи. Это особая специальность, которая передавалась по наследству в семьях. Чопчи занимались диагностикой и лечением инородных тел в верхних дыхательных путях у детей и подростков. Все мы знаем, как любят дети засовывать в нос или ухо разные предметы. Если родители не заметят вовремя, то эти предметы остаются внутри и вокруг них образуются мясистые образования. Потом всю жизнь это мешает человеку свободно дышать. На этой почве у детей часто возникают неврозы, может быть отставание в росте, недостаточное развитие интеллекта. Сегодня в Армении остались всего трое чопчи. Они работают в приграничных районах Армении – люди едут к ним со всей республики. Они творят чудеса. К сожалению, эта специальность умирает – нет преемственности. И еще: армяне впервые дали медицине метод музыкотерапии. Это сделал армянский врач Мхитар Гераци в XII веке. Он писал: «Лихорадочный больной должен слушать пение, музыку гусанов, и это облегчит и ускорит лечение лихорадки». То есть он отмечает психическое действие музыки при лечении соматических заболеваний.

Армен НЕРСИСЯН:

— Как психотерапевт, который лечит именно словом, я постепенно пришел к Нарекаци. Мы знаем, что молитвы Нарекаци читали при лечении разных болезней. Я уже 15 лет занимаюсь этой методикой. Кстати, Нарекаци сам пишет о том, что его молитвы обладают целительной силой. То есть в этом случае целительный эффект достигается молитвой через покаяние. Нарекаци – он для всех, не только для армян. Это лекарство для всех, независимо от национальности, это лекарство для души, состояние которой во многом определяет физическое здоровье. Ведь известно, что многие заболевания носят психо-соматический характер. Здесь можно вспомнить и высказывание Байрона о том, что «армянский язык – это язык Бога». При чтении Нарекаци присходит изменение внутреннего «я». Кстати, пол и возраст больного не имеют значения.

В свое время Григор Татеваци писал, что есть 5 видов болезней, 3 из которых должны лечить врачи своими медицинскими методами. Но есть типы болезней, которые надо лечить верой. Возьмем, к примеру, больных СПИДом. Они находятся в состоянии глубокой депрессии и отчаяния. Но вера меняет их психологическое состояние и влияет на проявления болезни. Поднимается иммунитет, больные прибавляют в весе. Я считаю, что СПИД излечим, и мы должны, если верим в Бога, обратиться к Библии, где говорится о лечении проказы. Кстати, проказа и СПИД очень похожи. Я хочу вспомнить слова великого лингвиста Манука Абегяна. Он говорил, что книга Нарекаци – самая старая книга по психиатрии, а Нарекаци — самый старый психиатр мира. Нарекаци может стать лицом нашей медицины, как китайцы сделали своей визитной карточкой иглотерапию. Просто в мире Нарекаци пока мало известен. Но это явление божественности и веры. А в плане музыколечения у нас есть великий Комитас с его шараканами – покаяниями.

Лилит СИМОНЯН:

— Музыкотерапия в средневековой Армении входила в ту же систему науки, что и химия, медицина, астрономия, календароведение и т.д. Использование музыкотерапии, особенно церковных песнопений, у которых есть особый лад (причем этот лад используется в определенные дни календаря), требует особенно тщательного изучение. Пока эта сфера изучена недостаточно.

Карен ОВАННИСЯН, сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА:

— Всем известно такое явление, как алхимия. Это как раз первая попытка объединить духовное и материальное, народное и профессиональное, мифическое и материальное в одно целое. Алхимики брали знания от народа, дополняли их научно и возвращали обратно народу. В народной медицине очень часто можно встретить рецепты лечения болезней, где используются ртуть, сера, разные минералы, золото, драгоценные камни.

Армен НЕРСИСЯН:

— Интересно, что наши предки издревле употребляли цинк для лечения глазных болезней. Цинком лечили и сифилис. На Востоке этого заболевания не было, его принесли крестоносцы. Лучшим лекарством от него считалась армянская киноварь, в которой содержится ртуть. В начале XX века все мази для лечения сифилиса содержали ртуть, которая имела мифологическое объяснение. Ртуть – металл Гермеса, а болезнь называется венерической. В мифологии Гермес и Венера – соперники. То есть клин клином вышибают – по такому принципу лечилась болезнь. Сегодня трудно сказать, что алхимики взяли от народа, а что народ – от алхимиков. Возьмем, например, воду. Есть разные наименования родников — желчный, лекарственный, кислый. В сказках часто можно встретить упоминание о живой и мертвой воде, которые, взаимодействуя друг с другом, оживляют людей.
Глинотерапия
На Армянском нагорье таких мест очень много. Эти источники есть в районе озера Урмия – один источник горячий и минеральный, другой – пресный и холодный. Они лечат кожные заболевания. С озера Ван вывозили соль – «борака», которая считалась драгоценным веществом, помогавшим найти философский камень. В таблице Менделеева есть элемент бор, который происходит вовсе не от имени Нильса Бора, а есть не что иное, как сокращенное от «борака» – армянской соли. Было много разновидностей армянских солей, имевших лечебные свойства. Чем отличается алхимия от народной медицины? В количестве и пропорциях, которые были зафиксированы и держались в тайне. В алхимии считалось, что чем больше людей будет обладать этими знаниями, тем меньше снадобье будет помогать. Сегодня об армянской алхимии практически ничего не известно.

Смбат ГРИГОРЯН, фитотерапевт:

— Народная медицина – эмпирическая наука, основанная на опыте. Но медицина – это еще и искусство. У одного человека это получается, у другого – нет, хотя он может и обладать прекрасными теоретическими знаниями. То, чем я занимаюсь, — это в какой-т степени армянская медицина, потому что при лечении я применяю те травы, которые растут в Армении. Травы обычно собирают в период цветения, плоды — после созревания. При очень многих заболеваниях, особенно хронических, там, где медицина применяет фактически заместительную терапию, с помощью фитотерапии можно добиться серьезного улучшения. Речь о таких заболеваниях, как хронические бронхиты, гепатиты, аллергические проблемы, болезни желудочно-кишечного тракта, снижение иммунитета, гормональные нарушения и т.д. Генетические заболевания, как, например, периодическую болезнь, полностью излечить нельзя, но облегчить состояние можно, изменяя реактивность организма, регулируя иммунитет.

Важно то, что растительные препараты, вне всякого сомнения, дают гораздо меньше побочных эффектов, чем химические. После принятия любого химического препарата может быть столько осложнений, что, возможно, потом придется лечить уже эти осложнения. Я убежден, что те или иные лекарственные растения всегда лучше влияют на людей именно этой местности. Тибетская медицина хороша для тибетцев, китайская – для китайцев, армянская медицина – для нас. Например, один и тот же зверобой, растущий в разных местностях, может обладать разной степенью эффективности. Например, в районе Вардениса, в Джермуке он более эффективен, в Апаране – менее, в сторону Аштарака – еще менее эффективен.

Мкртич АВАКЯН:

— Хочу поблагодарить редакцию «ГА», которая откликнулась на наше предложение провести обсуждение по вопросам армянской народной медицины. Хочу также поблагодарить моих коллег, которые приняли участие в этом обсуждении. Думаю, эта встреча окажется полезной как для участников круглого стола, так и для читателей. Даже я – человек, который долгие годы занимается традиционной медициной, узнал сегодня много нового, полезного, интересного. Это еще раз подтверждает мою идею о необходимости пропаганды армянской народной медицины. Мы должны глубоко изучать этот опыт и пропагандировать достижения армянской народной медицины.

Вместе с коллегами мы разработали программу, которую хотим представить в Минздрав РА. Я очень надеюсь, что Минздрав Армении изменит свое отношение к традиционной и альтернативной медицине вообще и к армянской народной медицине в частности и вместо разрушительной деятельности (недавно был закрыт единственный в Армении учебно-научно-методический центр традиционной и альтернативной медицины, существующий долгие годы в Национальном институте здравоохранения Минздрава), займется созидательной деятельностью, поможет энтузиастам понять, оценить и предать гласности один из пластов нашей национальной культуры – армянскую народную медицину. Этим же вопросам будет посвящен и мой доклад на Всемирном конгрессе врачей-армян.

Сегодня создана организация с расширенным составом членов, четкими задачами и уставом — Ассоциация специалистов в области традиционной медицины. Ведь здесь сегодня присутствовали не только врачи. В наших планах и создание веб-сайта по армянской народной медицине, где мы могли бы собрать все знания в этой области. Пользуясь случаем, хочу попросить врачей и других специалистов, которых интересует армянская народная медицина, связаться со мной. К сожалению, не только за рубежом, но и здесь, в Армении, многие врачи не знакомы с достижениями армянской народной медицины. А эта информация нужна.

Мы написали книгу по основам армянской народной медицины, причем на этот раз я решил написать ее на русском языке. Дело в том, что 90% литературы по вопросам нашей народной медицины – на армянском языке. Но мы не должны забывать, что надо издавать литературу на других языках, чтобы о наших достижениях могли узнать и другие. Эту книгу мы написали вместе с Марией Овнатанян — доктором медицинских наук, известным российским специалистом в области натуротерапии. Предполагается, что это будет серия книг по армянской народной медицине. Мы собираемся также создать документальный фильм об армянской народной медицине, причем сделать его и на русском, и на английском языках, чтобы донести информацию до как можно более широкой аудитории. Достижения армянской народной медицины, несомненно, представляют огромный практический интерес и могут эффективно использоваться не только в Армении.

Круглый стол провели Гаянэ САРМАКЕШЯН, Зара ГЕВОРКЯН, Тигран МИРЗОЯН

https://golosarmenii.am/article/19422/nezasluzhenno-zabytaya-narodnaya-i-tradicionnaya-medicina

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button