АрмянеАрмянская диаспораИнтересные факты

20 знаменитых армян Тбилисского происхождения. Тифлис-Тбилиси и его мэры.

http://nv.am/tiflis-i-ego-meri/

“Почти все мэры Тбилиси были армянами”
В последнее время с приходом к власти премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили наметился положительный сдвиг в армяно-грузинских отношениях. Кажется, тают льды какого-то недоверия, нагроможденные чуть ли не с первых суверенных лет. Сегодня вектор сдвинулся — потеплело. Одним из эмоциональных раздражителей — и для грузин, и для армян — является история и судьба армянского наследия, в частности в столице Тбилиси. Достаточно известный факт о том, что на протяжении веков в Тифлисе превалировало армянское население и что главами города вплоть до 1917 года в абсолютном большинстве — 45 из 47 — были армяне, нервирует соседей.

Однако из истории, как из песни, слов не выкинешь. Что было, то было. Армяне Тифлиса-Тбилиси были и остаются патриотами своего родного города. Разумеется, ни тогда, ни в наше время никто не оспаривает того, что Тбилиси — столица грузинского государства и центр грузинского этноса. Нас, армян, волнует лишь одно: историческая правда и признание роли армян в многовековой жизни славного города.

Не так давно Фонд “Нораванк” вновь обратился к теме армянского Тифлиса-Тбилиси и опубликовал интервью историка Левана Тактакишвили из журнала “Тбилиселеби” (“Тбилисцы”) N 31 под заголовком “Почти все мэры Тбилиси были армянами”. “Нораванк” приводит текст без изменений. Весьма любопытное интервью. Уважаемый историк, конечно, говорит правду, но при этом немного лукавит. Получается полуправда. В его словах чувствуются нотки то ли досады, то ли сожаления. Он пытается что-то объяснить, но не слишком убедительно. Читатель легко в этом может разобраться. Не нужно быть историком, чтобы понять: армяне — руководители Тбилиси никогда не делили его по национальному признаку, они строили, обустраивали, благоустраивали, обогащали Город, грузинскую столицу. Они вкладывали в Тбилиси свои любовь, знания, силы, энергию и средства. Такова логика истории. Почему это не хотели видеть и знать соседи — дело, думается, прошлое. Мы надеемся, что место и роль армян в истории замечательной грузинской столицы будут впредь не забыты, восстановлены и оценены по достоинству. Предлагаем это интервью, опубликованное фондом “Нораванк” (стиль сохранен), комментарии эксперта фонда Т.Варданян, несколько красноречивых выдержек из “исторических хроник”, собранных в книге “Старый Тифлис в известиях современников” проф. М.Полиевктова и проф. Г.Натадзе (Госиздат Грузии, 1929), а также мнение “на тему” двух замечательных художников, уроженцев Тбилиси.

Опубликованное в нашем журнале письмо с заглавием: “Как армяне построили Тбилиси”, вызвало большое читательское волнение, а так как нашей целью не было раздражение нашего читателя и тем более распространение дезинформации, мы решили продолжить разговор на эту тему, во-первых, для того чтобы лучше понять недавнее прошлое нашего города и, что самое главное, с пользой использовать исторический опыт во избежание возможных ошибок.
Замдиректора Национальной библиотеки по фондам Леван Тактакишвили, несмотря на то что это не входит в его компетенцию, владеет информацией о прошлом Тбилиси, о традициях управления. Как оказалось, пост мэра города и опыт его избрания не являются новостью для Тбилиси (этот пост раньше занимал глава города, или моурав). Еще в те времена, когда Тбилиси был российской губернией, в столице существовал избранный городом совет, называемый городской администрацией, который в свою очередь избирал мэра города. По словам Левана Тактакишвили, Тбилиси помнит не одного мэра, которые преданно служили своему городу и, как ни удивительно, в большинстве своем были этническими армянами.
— Когда в истории Тбилиси появляется глава города?
— С начала XIX века, но тогда его назначала царская власть России. Первый глава Тбилиси носил фамилию Измиров (Ованес Измирянц. — “НВ”) и был назначен в 1876 году. Хотя с 1876 года главу города избирали и первым избранным мэром был Дмитрий Кипиани. Интересно, что главу города избирал городской совет, тогда его называли администрацией. Многие считают, что единственным грузином среди глав города был Дмитрий Кипиани, что неверно, так как в 1905-1910 гг. избрали Васила Черкезова (Черкезишвили) и он был настолько хорошим главой города, что его имя вошло в историю — в Тбилиси даже существует улица с его именем. Окончание фамилий не должно вводить нас в заблуждение, так как в те времена, несмотря на происхождение, фамилии всех жителей оканчивались на “ов”.
— Почему абсолютное большинство городских глав были армяне?
— Этому факту не надо удивляться, ведь тогда большинство жителей Тбилиси были армяне. В “Дроеба” от 29 ноября 1874 года опубликовано письмо Серго Месхи, в котором написано: “Насколько бы истинные грузины не обижались, все же должны признать, что некогда престольный город грузин Тбилиси стал сегодня собственностью армян. Половину населения сегодняшнего Тбилиси составляют армяне. Торговля в их руках. Городская земля принадлежит им. Почти все дома, построенные на этих землях, принадлежат армянам. Лишь немного мегрелов и имерелов можно было встретить среди должностных лиц или мелких торговцев, основная часть торговли принадлежала армянам.
Те, кто хотел стать депутатом городского управления, заявляли о своем желании, а потом жители выбирали среди них хмоснеби, которые делились на три класса. При этом национальная принадлежность не имела значения, все решали деньги. Депутатом мог стать лишь тот, кто имел имущество и платил налог на имущество. Это имущество обязательно должно было быть зарегистрировано. Самое большое имущество имели хмоснеби первого класса, именно они и принимали решения, так как составляли большую часть городского правления. Остальную часть правления составляли хмоснеби 2-го и 3-го классов. Тот, кто не имел имущества, не мог стать депутатом. Депутатом не могли стать только евреи, так как не имели права голоса, но так было не только в Грузии, но и в других губерниях.
— И это было требованием российского царя?
— Да. В городском управлении грузины и русские составляли меньшинство, так как грузины или имели имущество и не были заинтересованы в его регистрации, или же их не интересовало избрание в городское управление. Одним словом, большинство хмоснебов в Тбилиси были армяне, которые, конечно же, избирали главой города армянина. Исключением был Дмитрий Кипиани: во время его выборов в 1876 году в управлении было 72 депутата. Из них на заседании присутствовали 64 депутата, которые в основном были армянами. Дмитрий Кипиани получил 36 “тетри” (за) и 28 “шави” (против). Тогда его соперником был Еремия Арцруни, армянин по национальности, который получил 35 “тетри” и 29 “шави”. Представьте, один голос решил все. Интересно было то, что среди имеющих право голоса был и сын Еремии Арцруни — Григор, который проголосовал не за своего отца, а за Дмитрия и это было логично: Григор Арцруни, несмотря на то что он был сыном своего отца, не поддержал его. Он поддерживал небогатых армян, которые представляли второй и третий классы хмоснебов. Эти армяне не любили городского главу и не поддерживали его, так как его избирали хмоснеби первого класса и поэтому глава выполнял их желания. А хмоснеби первого класса имели узко буржуазные интересы и, в отличие от хмоснебов второго и третьего классов, они уделяли мало внимания национальным интересам. Хмоснеби первого класса имели европейскую ориентацию и говорили, что Тбилиси должен быть европейским городом. Поэтому они не инвестировали издание армянской газеты и не финансировали армянские школы. Сын Еремии Арцруни Григор говорил, что они должны поддержать армянское просвещение, издавал армянскую газету, помогал армянским школам. Кроме этого, армян низкого класса поддерживала Григорианская церковь. Они имели в Тбилиси большую церковь, которую разрушили в 1937 году. Состоятельные же армяне лоббировали свои деньги, строили в Тбилиси европейские дома, чистили город. Конечно же, и они имели национальные интересы, но особый шовинизм был характерен для второго и третьего классов, именно поэтому Григор поддержал не своего отца, а Дмитрия Кипиани.
— Почему? Он думал, что Дмитрий позаботится об интересах низшего класса?
— Дмитрий Кипиани стоял, конечно же, на позициях грузинского национализма, но армянам тогда именно это и было нужно. Все его союзники, кроме Зубалова, были армянами. Дмитрий Кипиани был главой города в 1876-1879 гг. и многое сделал для грузин. Именно он основал общество распространения чтения и письма. Кстати, Дмитрий Кипиани привел на работу в управление двух очень интересных людей — Матинова (Александр Матинянц. — “НВ”) и Измаилова, которые думали о городе и так хорошо работали, что после Дмитрия Кипиани были избраны главами города. К примеру, во времена Матинова началась постройка нынешнего здания мэрии, Веринского рынка, водоканала города, постройка которого завершилась в течение года, он увеличил количество фонарей в городе от 825 до 1575 (тогда фонари имели такое же значение, как сегодня асфальтное покрытие), построил мосты… Матинов увеличил финансирование образования от 18 000 до 65 000 рублей, и не подумайте, что это касалось только армянских школ. Кстати, именно Матинов потребовал строительства Кавказского университета. Я не хочу рекламировать Матинова, но он очень многое сделал для города: рядом с собой поставил таких бизнесменов, как Питоев, про которого сегодня никто ничего не знает. Именно дом Питоева является нынешним зданием театра Руставели. Матинов построил театры и ставил в них не армянские представления, а приглашал театральные труппы из Европы. Матинов построил также здание оперного театра. Хотя Матинов и был армянином по национальности, он поддерживал развитие и основание Тбилиси как европейского города. Хотя и не исключено, что он втайне поддерживал и армянские дела, но он этого не афишировал.
— Что же делали в это время грузины? Смотрели, как строился “армянский город” в Тбилиси?
— Одна часть старого Тбилиси — территория, прилегающая к Анчисхати, принадлежала грузинам, в частности Орбелиани. Они хорошо проводили время, пировали. В конце концов, как пишет Григол Орбелиани, армяне отняли у них все, и Орбелиани переехали в деревню. В тот период грузин в основном интересовали районы Грузии. К примеру, если пролистать тогдашние газеты “Иверия”, “Дроеба” и “Цнобис пурцели”, почти невозможно найти данные о городских главах или городском самоуправлении. Грузины уже свыклись с тем, что потеряли Тбилиси. Хотя потом, в 1921 году, мы действительно вернули Тбилиси, и он вновь стал грузинским городом.
— В какой период Тбилиси не был грузинским городом?
— С 1840 по 1917-1918-е года, хотя и после признания Грузии независимым государством Тбилиси оставался армянским городом. Что же важней всего, грузины не выгоняли отсюда армян, они сами отсюда убежали, так как имели деньги и хотели их спасти. Между прочим, они эти деньги привезли не в Ереван, а в Париж, в Европу. Все хмоснеби первого класса переехали в Европу.
— Почему же они не уподобляли Ереван европейскому городу?
— Ереван был провинциальным, замкнутым городом, где не было ни одного красивого дома. Кстати, армяне тогда в Ереване не составляли большинство населения: там жили люди разных национальностей. Главной ошибкой армян было то, что они разделились на две части — на националистов, которых поддерживала армянская церковь, и армян первого класса, которые думали о европеизации. Знаете, каков был результат всего этого? Уже было сказано, что Григор Арцруни не проголосовал за своего отца, но потом хмоснеби первого класса не поддержали его самого, прекратилась публикация его газеты “Мшак”. Григор взял займ (кредит) в грузинском помещичьем банке, который возглавлял Илья Чавчавадзе. Он думал, что банк обанкротится, но произошло обратное: не банк, а Григорий обанкротился, обнищал. Илья написал ему, что если Григор не заплатит долг банку, то ему придется продать с общественного аукциона все свое имущество и родовое кладбище. Все именно так и случилось. Территория кладбища составляла нынешнюю территорию универмага “Тбилиси” и государственной канцелярии. Там были захоронены предки Григора, которые уехали из Армении в 1801 году. Что же должен был сделать Григор? Он выкопал останки своих предков и перезахоронил их на общем кладбище. Армяне не смогли сплотиться: они разбежались кто куда. Итак, армянские фамилии глав города не означали их армянской ориентации. Хотя было несколько городских глав, которые были ужасными для города. Они всячески унижали грузин (?! — “НВ”). Их выбирали хмоснеби второй и третьей категорий. Вместе с этим следует отметить, что грузины и русские вместе выступали против армян. Грузины знали, что лишь в союзе с русскими они смогут справиться с армянами. Они выступали против хмоснеби второй и третьей категорий, так как хмоснеби первой категории не интересовали ни грузинские, ни армянские проблемы.
На месте политиков я заглянул бы в эту историю, исследовал бы, как был избран Дмитрий Кипиани. В одной из программ принесли даже его фото, что значит то, что они дошли до Дмитрия, но потом они не изучили процесс его избрания, то есть то, что его избрало Сакребуло, а не простой народ. Но это ясно и последовательно нигде не указано и требует конкретного изучения. Но не думайте, что только хмоснеби второго и третьего классов боролись против грузин, хмоснеби первой категории также иногда ошибались. К примеру, когда скончался Григол Орбелиани, городская гамгеоба не послала ни одного венка на похороны и ни один хмосани не пошел туда. Тбилиси был для них армянским городом, и они даже смеялись, когда грузины называли город грузинским. Между прочим, Фуникулер также построен на армянские деньги. Они делали это ради своего удовольствия.
— Откуда имели деньги армяне хмосани первой категории?
— Армяне деньги зарабатывали не в Тбилиси. Для хмоснеби первого класса основным бизнесом была бакинская нефть. Хмоснеби армяне второго и третьего классов старались сблизиться с грузинскими дворянами, но армяне хмосани первой категории даже не подходили к грузинским женщинам. Они приводили в жены самых красивых русских женщин из России. Случилось так, что дочь Тамамшева, хмосани армянина первой категории, Екатерина влюбилась в грузинского эристава, во внука сестры Григола Орбелиана, сына сестры Николоза Бараташвили. Екатерина была единственной дочерью своего отца, и все имущество отца принадлежало ей. Армяне сошли с ума от этой новости, они не хотели, чтобы деньги Тамамшева попали бы в руки грузина и придумали, будто бы этот эристав был неполноценным как мужчина. Григол Орбелиани специально пригласил врачей, дабы те осмотрели внука его сестры и официально опровергли всякие сомнения о его здоровье. В конце концов они поженились и очень любили друг друга. Екатерина Тамамшева после смерти мужа вложила 30 000 рублей в издание полного сборника сочинений Николоза Бараташвили. Грузины проели эти деньги, и лишь в 1922 году, уже в период коммунистов, Самсон Пирцхалава из оставшихся денег все же издал эту книгу. Труд и старания Екатерины Тамамшевой были оценены грузинами, и они выбрали ее уважаемым гостем общества по распространению и развитию чтения и письма. Она скончалась в 30-е годы прошлого века в довольно преклонном возрасте в Тбилиси. У грузин был Зубалашвили, который построил здание нынешнего театра им.Марджанишвили. Этот дом обокрали. Сын Зубалашвили вспоминает, что когда его отец бежал из Грузии, там какой-то грузин обокрал его дом, поэтому Зубалашвили передал все свое имущество одному из музеев Франции, хотя и хотел оставить свои деньги Грузии. Наша победа в том, что для богатых армян советское правление было неприемлемо и они, дабы спасти свои деньги, выехали в зарубежье. Русские же поселили на их месте грузин, живущих в горах. Как видите, судьба все же была благосклонна к нам, и Тбилиси вновь стал грузинским городом. Хотя нельзя забыть и тех людей, которые довольно-таки многое сделали для этого города.

Комментарий эксперта фонда “Нораванк” Т.Варданян:
— В статье историк затрагивает довольно щепетильную тематику — это огромный вклад тбилисских армян в построение и процветание города Тбилиси, в развитие торговли, городской жизни и культуры. Общеизвестные исторические факты, к сожалению, накладывают определенный отпечаток на армяно-грузинские добрососедские отношения, создают некую атмосферу недоверия, формируя антиармянские настроения среди националистически настроенной части общества и углубляя определенные этнические стереотипы. Мы считаем, что эти исторические страницы являются не разъединяющими, а, скорее, объединяющими реалиями в истории двух христианских народов-соседей.  Господин Тактакишвили рисует этническую картину Тбилиси, исходя из социально-экономической диспропорции в пользу армян, рассказывая об их активной деятельности в Тбилиси на рубеже XIX-XX вв.
Заметим, что источники повествуют о бурной деятельности армян в столице Грузии еще с раннего средневековья и в период расцвета грузинского царства в XI-XIII веках, особенно в период царствования Давида Строителя (1089-1125) и царицы Тамары (1184-1207). Грузинские правители поощряли переселение армян, так как оно способствовало развитию ремесел, торговли и укреплению городов Грузии. Последующие миграции армян в Грузии на рубеже XVIII-XIX веков создали интересную картину этнического состава населения города с преобладанием армян. Эта тенденция сохранялась до первой четверти ХХ века. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Тбилисской губернии численность армян достигала 196 189 человек, из которых только в Тбилиси проживали 50.000 армян. А уже в 1905 г. из проживающих в губернии 300.000 армян в Тбилиси проживали 120.000.
Господин Тактакишвили на основе исторических фактов подтверждает, что город Тбилиси был построен армянами и на армянские деньги, но этот факт был источником недовольства грузинской националистически настроенной элиты на рубеже XIX-XX вв.
Надо заметить, что Тактакишвили допускает неточность лишь в том, что утверждает, что якобы тогда “Ереван был провинциальным, замкнутым городом, где не было ни одного красивого дома”. Мы можем привести данные о прекрасных архитектурных сооружениях Еревана XIX и начала XX веков, в том числе указать административные здания, учебные заведения, банки, церкви, больницы, клубы, магазины, кафе, гостиницы и т.д., численность которых достигает 150, из них более 70 и ныне украшают столицу Армении.
На современном этапе, когда оба народа достигли независимости, строят свои отношения как друг с другом, так и остальным миром, учитывая новые геополитические реалии и исходя из своих национальных интересов, в характере двусторонних отношений возникли как новые осложнения, так и новые возможности и перспективы для их урегулирования. А цивилизационное многовековое взаимовлияние является по-настоящему прочным фундаментом для новых достижений в направлении двустороннего сотрудничества.
***
Эдуард ХАРАЗЯН:
— Известно, в досоветское время Тифлис был едва ли не единственным по-настоящему интернациональным городом всего Кавказа. В дружеских, теплых отношениях пребывали все: армяне, грузины, русские, мусульмане… Никакого антагонизма. То, что происходит в последние годы, ненормально. Я уверен — из-за незнания истории. Не знают, что к чему. Кто мутит воду. В итоге: я сказал, ты сказал — до бесконечности. Надо восстанавливать связи, и главную роль должны сыграть духовность и культура.
Роберт ЭЛИБЕКЯН:
— Для меня Тбилиси — это моя биография, биография нашей семьи, предков. Наш армянский вклад виден во многих городах: в Тбилиси, в Москве, Львове, Баку, Стамбуле, Венеции, Ростове и т.д. Дело рук богатых людей, от богатства в то время худа не бывало. Имели деньги — строили дома и заводы. Они ушли — дело осталось. Мне непонятно, когда переписывают историю. Во всем цивилизованном мире народы обогащают друг друга на благо человечества. Почему у нас так — не знаю. Но знаю, что мы соседи. И точка. Поэтому надо быть в отношениях предельно деликатными и тактичными. Другого варианта нет.

ИЗ КНИГИ “СТАРЫЙ ТБИЛИСИ В ИЗВЕСТИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ”
Из путевых заметок французского путешественника Шардена (XVII в.)

…В Тифлисе много церквей. Их насчитывают до четырнадцати. Это очень большое число для такой страны, где религиозность развита слабо. Из этих церквей шесть принадлежат грузинам, а остальные армянские. Собор, который называется Сион, расположен на берегу реки, и весь построен из дикого камня. Это — древнее сооружение, очень цельное. После собора главные грузинские церкви — Тетрашен, что значит белая постройка, возведенная княгинею Мариею, и Ангескат, что означает образ Авгара.
Главные армянские церкви — Паша-Ванк, что означает монастырь паши. В этой церкви живет тифлисский армянский епископ. Этот монастырь назван так потому, что, как рассказывают армяне, его выстроил бежавший из Турции паша, принявший в этом городе христианство. Далее — Сур Нишан, что буквально означает красный знак, а в переносном смысле святой крест; Беткем или Вифлеем, Норашен, то есть новая постройка, и Могнай. Могнай — название одного армянского селения близь Иривана), где долго хранился череп, по преданию, Св.Георгия; так как часть этого черепа перенесли в эту церковь, то ее и назвали именем того места, откуда перенесли эту часть.
Из отчета французского ботаника Турнефора (1717 г.)
Главная торговля Тифлиса — меха, которые идут отсюда в Персию или через Эрзерум в Константинополь. Местный шелк, а также из Шемахи и Ганджи, не идет через Тифлис ввиду крайней высокой пошлины, которую здесь приходится платить. Армяне закупают его на местах и отправляют его в Смирну и другие гавани на Средиземном море, откуда он идет во Францию. Ежегодно более двух тысяч караванов на верблюдах отправляются из Тифлиса и остальной Грузии в Эрзерум с корнем, который называется Boia.

Из книги грузинского географа царевича Вахушти (XVIII в.)
В Тифлисе считают около 20.000 жителей — 14000 армян, 3.000 магометан, 2000 грузин и 50О римско-католиков. Эти последние — обращенные армяне, отъявленные враги остальных их соотечественников; итальянские капуцины никак не могут их примирить.
В Тифлисе 5 церквей греческого исповедания, 4 в городе и одна в предместьи, 7 армянских и 2 мечети в крепости (была еще одна, но она оставлена). Соборная церковь армян называется Сион); она по ту сторону Куры, на крутой скале, мощное здание из тесаного камня, увенчанное куполом, который делает честь городу. Тибилель, как зовут тифлисского епископа, живет вблизи этой церкви. Христианские церкви имеют не только колокола, но и колокольни, увенчанные крестами.
Из описания русского академика Гильденштедта (XVIII в.)
Большая половина жителей города — армяне; другая состоит из грузин и почти такого же числа татар. Из армян около 400 исповедуют римско-католическую религию и содержат своих священников. Все исповедания имеют большое количество церквей. Грузинам принадлежат 14 церквей, из которых соборная называется Сион-Сагдари, т.е. церковь Симеона. У армян 20 церквей, из них 12 в городе и 8 в предместьях. У армян-католиков, которых всего четыреста человек, всего одна часовня. У татар-магометан 3 мечети.
Тифлис в 1807-1808 гг. Из книги русского востоковеда академика Клапрота
Прежде в Тифлисе насчитывалось 15 церквей греческого исповедания, в которых богослужение совершалось на древнегрузинском, 20 армянских и 2 католических. Из этих последних наиболее старая Хареба, посвященная Св.Иосифу, приходит в разрушение после землетрясения; другая, построенная несколько лет тому назад на средства императора, еще не окончена, но все же в ней уже служат.
В Тифлисе два рынка (bazari), заключающие в себе 704 лавки, занятые, главным образом, армянскими, татарскими и грузинскими купцами. Лишь очень небольшое количество русских имеет свои склады на армянском базаре.
…В Тифлисе насчитывается, не считая русских чиновников и гарнизона, 18.000 жителей, из коих половина армяне. Тифлис, как и вся Грузия, прежде был очень беден. Но армянская промышленность, значительные денежные средства из России и всегда оживленная торговля с татарами и персианами подняли его благосостояние.
…По сведениям, полученным мною от полиции, в Тифлисе числятся: 1 грузинский патриарх (католикос) Антоний, сын царя Ираклия, 1 грузинский митрополит, 55 грузинских, 1 греческий архиереи, 3 греческих архимандрита, 1 армянский епископ, 73 армянских священника, 8 армянских архиереев, 4 католических патера, 160 грузинских азнауров, или князей, 216 грузинских тавадов, или дворян, 1983 мокалака, или горожан, 251 крестьянин, 426 крестьян, принадлежащих дворянам; 3684 частных дома.
Тифлис в первые десятилетия XIX века (из дневника советника русского посольства Негри)
Тифлис — резиденция главноначальствующего грузинских областей и всех прилегающих к ним стран. Город этот расположен у подошвы горы; река Кура пересекает его во всю длину. В нем здоровый климат и прекрасная вода. Число его жителей свыше 20.000. Из двух тысяч находящихся в нем домов едва лишь 150 или 200 грузинских; все остальные принадлежат армянам. Наиболее крупные торговые операции совершают армяне; только среди них и встреча.
Пушкин в Тифлисе (1829 г.). Из “Путешествия в Арзрум”
…В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 году было их здесь до двух тысяч пятисот семейств. Во время нынешних войн число их еще умножилось. Грузинских семейств считается до тысячи пятисот. Русские не считают себя здешними жителями. Военные, повинуясь долгу, живут в Грузии, потому что так им велено. Молодые титулярные советники приезжают сюда за чином асессорским, толико вожделенным. Те и другие смотрят на Грузию как на изгнание.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

На снимках: старый Тифлис; Эриванская площадь и здание городского управления; Александр Матинянц — знаменитый градоначальник проработавший 12 лет; Армянская Церковь Норашен — Сурб Аствацацин.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button