Интересные фактыИсторические персоныИстория древнего мира

«Эну́ма э́лиш» (аккад. enūma eliš) — вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира.

«Эну́ма э́лиш» (аккад. enūma eliš) — вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира. Название — первые два слова из произведения: «enūma eliš» — «когда наверху». Текст, написанный шумерской клинописью, частично сохранился на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э. «Энума элиш» представляет собой вариант месопотамского космогонического мифа, на который повлияла политическая гегемония Вавилона: вавилонский бог Мардук занимает место верховного божества, убивающего чудовище Тиамат и творящего из него материальный мир. Первым, кто опубликовал текст данной поэмы, стал английский учёный Джордж Смит в 1876 году. Русский учёный В. К. Шилейко первым перевёл все известные в то время месопотамские поэтические тексты с языка оригинала на русский, в том числе и «Энума Элиш» (1910—1920-е гг.).

Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют “судьей богов”, “владыкой богов” и даже “отцом богов”.

Бог Мардук

Бог Мардук с драконом
Вавилонский столп
VII век до нашей эры
Мардук побеждает войско Тиамат

Мардук побеждает войско Тиамат
Художник Эрнест Уоллказинс

Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют “судьей богов”, “владыкой богов” и даже “отцом богов”. Супругой Мардука считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб.

Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал “злой ветер”, и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней – небо.

Мардук

Бог Мардук, вавилонская печать
VII столетие до нашей эры
Дорога Мардука

Орнамент стен дороги Мардука
VII-VI века до нашей эры

Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему “небесный Вавилон”. Символами бога шумеро-аккадской мифологии Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: “его главные внутренности – львы; его малые внутренности – собаки; его спинной хребет – кедр; его пальцы – тростник; его череп – серебро; излияние семени вавилонского божества – золото”.

Вавилонское сказание о сотворении мира – миф в честь древнего аккадского бога Мардука. Этот владыка Вавилона по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона. Сотворению мира и “Судье богов” Мардуку посвящен ежегодный праздник Цакмуку. В честь Мардука торжественно справлялся праздник новолетия и совершались процессии по Евфрату. В иудейской транскрипции имя главного бога вавилонян читается как Меродах (Книга Исайи, 46, 1).

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close