АналитикаАрмянеВоенные действия

Армяне мира сочли эту войну своей: АиФ о танковой колонне «Давид Сасунский»

Инфотека 24

Российское издание «Аргументы и Факты» (АиФ) опубликовало материал о советских танковых колоннах Великой Отечественной Войны, которые собирались на пожертвования прихожан Русской Православной, Армянской Апостольской Церкви, мусульман и других конфессий страны.

«Давид Сасунский»

«Одновременно специальным посланием обращаюсь ко всем верующим армянам мира об участи своими сбережениями в строительстве танковой колонны имени Давида Сасунского. Вполне уверен, что как местные, так и зарубежные армяне откликнутся на наше пастырское послание». Это строки из письма местоблюстителя Эчмиадзинского престола Геворга Чорекчяна, который станет Католикосом всех армян в 1945 г. Армянская Апостольская Церковь включилась в помощь бронетанковым частям РККА практически одновременно с РПЦ — в январе 1943 г. И начала собирать средства на строительство своей танковой колонны «Давид Сасунский». Но это по-русски. По-армянски тот эпос, в честь героев которого назвали колонну, будет «Сасна Црер». То есть «Сасунские безумцы». Само же слово «Сасун», написанное со строчной буквы, являясь названием местности, в точности совпадает со словом «яростный». Собственно, согласно эпосу, такое название даёт построенной крепости некий старик: «Как этому имя дать? Вы не крепость построили! Ужас вы построили, ярость построили вы!»

Вообще-то армянская диаспора не была обязана давать никаких денег. Строго говоря, это была «не их» война. Однако на поверку вышло так, что бизнесмены диаспоры сочли эту войну своей. Деньги шли со всех концов земли. Из США, из Южной Америки, из Ливана, из Канады, из Сирии, из Ирана. В феврале 1944 г. построили 21 танк, потом к ним добавилось ещё 22. Забавно, что части, куда попали танки «Давид Сасунский» воевали под началом генерала, а впоследствии маршала, Ивана Баграмяна.

«Димитрий Донской»

Если рассуждать здраво, то следующим номером должно стать явление сотрудников Особого отдела и арест того, кто держал речь. Потому что налицо «религиозная пропаганда». Тем более что выступал перед красноармейцами переодетый служитель культа.

В реальности ничего такого не произошло. Да, в действующую армию выехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Да, переодетый в гражданскую одежду. Но всё было согласовано заранее и получило одобрение на самом верху. Дело в том, что митрополит в тот весенний день передавал в войска танковую колонну «Димитрий Донской», средства на создание которой собирали православные верующие, уже успевшие получить телеграмму от товарища Сталина: «Приношу благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии».

Всего танков было построено 40 штук. 19 из них, Т-34-85, поступили в 38-й танковый полк. 21 боевая машина ОТ-34, огнемётный танк, созданный на базе «тридцатьчетвёрки», отправилась в 516-й отдельный полк. История их боевого применения по-своему увлекательна, взять хотя бы тот факт, что 19 линейных Т-34-85 с надписью «Димитрий Донской» уничтожили и взяли в качестве трофеев 38 вражеских танков. Счёт 2:1 в нашу пользу — это, как минимум неплохо.

Но гораздо интереснее, как именно верующие собирали деньги на новые грозные боевые машины. Обычно ограничиваются известием, что всего было собрано более 8 млн. рублей, и что призыв местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия о сборе средств состоялся 30 декабря 1942 г.

Но эти 8 млн. рублей распределяются по городам и епархиям неравномерно. Скажем, Москва собрала 2 млн. рублей, а Казань и Саратов по 400 тыс. рублей, что вполне понятно — в Москве верующих больше просто потому, что больше населения. Но вот Ленинград, собравший 1 млн. рублей — это уже ни в какие ворота. Собрать в осаждённом городе, умирающем от голода и холода, такую сумму — это действительно подвиг жертвенности. А ведь в блокадном Ленинграде продолжались богослужения. Правда, просфоры пекли размером с копеечные монетки, а вместо вина для причастия часто использовали воду, подкрашенную капелькой свекольного сока.

Но сборы средств проходили и на территориях, совсем недавно отбитых у врага. Казалось бы — что там можно найти, какие деньги? Однако вот что вспоминает протоиерей И.В. Ивлев, настоятель церкви села Троицкого Днепропетровской области: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть их имена будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход — деревни, хутора и поселки, отстоявшие в 5-20 километрах от села, и в результате — 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

Тут очень уместно вспомнить слова Христа о жертве вдовы: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Впрочем, бывали случаи и похлеще. Так, священник Феодор (Пузанов) из псковского села Бродовичи-Запольское сумел собрать золотых монет, предметов и церковной утвари на 500 тыс. рублей. Фокус в том, что действовал он на оккупированной территории, и всё это добро пришлось переправлять с помощью партизан на Большую землю.

«Шамиль»

С верующими мусульманами всё оказалось сложнее. Дело в том, что Гитлер делал на мусульман СССР серьёзную ставку. Вот его слова: «Я считаю формирование чисто кавказских батальонов рискованным делом, но не вижу опасности в создании чисто мусульманских частей». Неудивительно, что часть духовных лидеров советских мусульман поддалась этому напору. Кади Кабардино-Балкарии Ходжа Хозе Хотеков опубликовал «Воззвание к мусульманским народам» со словами: «Всемогущий Аллах милосерден и послал нам освободителя в лице фюрера великого германского народа Адольфа Гитлера, спасшего вольнолюбивый народ Кабардино-Балкарии от цепей рабства и безбожия». В Симферополе выходила газета на крымскотатарском языке «Азат Кърым», где Гитлера называли «гази», то есть «ведущий священную войну». Газета «Газават», распространявшаяся в Ингушетии, выходила с эпиграфом: «Аллах над нами, Гитлер с нами!»

Этому нужно было что-то противопоставить. В 1942 г. муфтий Габдрахман Расулев, председатель Центрального духовного управления мусульман СССР, собирает съезд исламского духовенства. Который выносит резолюцию: «Уважаемые братья-мусульмане! Вышеизложенные речения великого Аллаха и его Пророка великого Мухаммада призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на поле брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев!» Словом, на том съезде фашизму был объявлен газават — священная война.

Чтобы слова не расходились с делом, затевается строительство мусульманской танковой колонны. Вот что пишет Расулев Сталину: «С великим удовлетворением посылаю Вам от имени мусульман СССР селям. Воодушевлённый успехами нашей славной Красной Армии, я лично вношу 50 000 рублей на строительство танковой колонны и особым посланием приглашаю верующих мусульман жертвовать на постройку колонны танков», Призыв услышали везде, но особенно в Дагестане. Именно там собрали около 10 млн. рублей на строительство танковой колонны «Шамиль», которая впоследствии воевала в составе 1-й гвардейской танковой армии, прошедшей путь от Курска до Берлина.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button