В связи с обострением ситуации в Грузии в Армении стала звучать озабоченность по поводу внешних коммуникаций. Есть две стороны вопроса – уже функционирующая дорога через Верхний Ларс и альтернативные предложения.
Россия и Грузия уже много лет ведут переговоры об открытии коридоров через Осетию и Абхазию. Но после антироссийских выступлений в Грузии об этой альтернативе придется надолго забыть.
Что касается функционирующих коммуникаций, то Грузия пыталась ограничить грузоперевозки в Армению, в частности, зерна. Сейчас ограничений нет, но обеспокоенность в армянском обществе не усыпляется.
Следует заметить, что Турция и Азербайджан рассматривают Грузию как платформу для усугубления блокады вокруг Армении. Азербайджанские спецслужбы активно работают в Грузии, используя и экономический фактор.
Проблемы у Армении могут возникнуть и на иранском направлении, в условиях обострения отношений Ирана и США. Если это обострение приведет к военным столкновениям, вероятность которых эксперты оценивают не очень высоко, то могут возникнуть проблемы со второй дорогой, связующей Армению с внешним миром. В свое время после визита в Армению советника президента США по вопросам безопасности Джона Болтона Никол Пашинян заговорил о вероятности закрытия армяно-иранской границы.
Дойдет ли дело до военного столкновения? Следует отметить, что турецко-азербайджанские учения в Нахиджеване были адресованы не столько Армении, сколько на случай развитий на иранском направлении.
Что может предпринять Армения, если события будут развиваться в таком ключе? В подобной ситуации придется задуматься об «экстерриториальных путях», по военно-политическим и дипломатическим каналам.