АналитикаНаши соседиХристианство

Армения и Азербайджан делят святыни.

Известно, что конфликт между Азербайджаном и Арменией тянется давно. Вопрос касается не только территориальных споров. Представители обеих стран обвиняют друг друга в неуважительном отношении к чужим памятникам архитектуры. Азербайджанская сторона подчеркивает, что на «оккупированных территориях» ее государства, армяне сравняли с землей множество мечетей, захоронений и называет это политикой вандализма в отношении своих исторических сооружений. В Армении же уверены, подобной политикой и присвоением чужого культурного наследия занимается Азербайджан. Здесь также ведется учет разрушенных сооружений, надгробных камней-хачкаров. Согласно утверждению ряда азербайджанских историков, многие церкви и монастыри, включая те, что находятся на территории Армении, были созданы кавказскими албанами, азербайджанцы считают себя их наследниками. Армянские эксперты в ответ на это задают свой вопрос, если албаны приняли ислам в XII в., а большинство церквей и монастырей построены там с XII —по XVIII века, то почему получается несоответствие? Зачем албанам, принявшим ислам, строить христианские армянские церкви? И, если это, действительно, постройки предков — албанов , почему Азербайджан разрушает их? Вернемся в наше время. Католикос всех армян Гарегин Второй во время визита в Баку посетил церковь Святого Григория Просветителя. В настоящее время она служит книгохранилищем. Жаля Гурбанлы, библиотекарь: «Из- за того, что у нас здесь библиотека, хочешь — не хочешь, мы следим и за церковью. И она в отличном состоянии, как видите. Книги, тем более. Молебен кто будет совершать? Те, которые остались армяне, да, отказываются сюда ходить в знак протеста». Казалось бы, приятно удивляет бережное отношение бакинцев к истории и книгам другого народа. Но крест с вершины храма давно снят, верующие за молитвой в библиотеку прийти не могут. Возложенные друг на друга кирпичи, даже в хорошем состоянии, еще не создают церкви. Безусловно, в разрушении святынь нет ничего хорошего. Не важно, кто в них молился и что исповедовал. Остается надеяться на то, что когда-нибудь эти сложнейшие вопросы между двумя народами начнут решаться, и люди будут заняты молитвой, а не ненавистью друг к другу.

Россияне и армянская церковь в Баку

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button