АналитикаПолитика

Как только США убедились, что Турция не отступится, они сменили тональность.

Наш собеседник – директор Института истории НАН РА Ашот Мелконян.

Господин Мелконян, российские системы С400 сегодня будут поставлены в Турцию. Эрдоган заявил, что США не будут вводить санкций, и это не помешает получению от США истребителей F 35. Почему напряженность между США и Турцией вдруг спала? Перешли ли турецко-американские отношения на новый уровень?

Я придерживаюсь того мнения, что в турецко-американских отношениях никакого напряжения не было. Просто Вашингтон шантажировал Турцию, чтобы та не сближалась больше допустимого с Россией, которая сейчас воспринимается как мировой изгой. Турция остается страной НАТО, и, если сравнить с 1920-ми годами, когда турецко-российское сближение стало катастрофическим для Армении, то сейчас сближение больше ситуативное, чем реальное. Поэтому США, убедившись, что Турция не отступит от намерения купить С400, сменили тон и вынуждены были сделать вид, что у них теплые отношения с Турцией.

То есть, турецко-американские отношения на деле не обострялись?

Конечно, нет. Пока второй по численности армией в НАТО остается Турция, об обострении говорить не приходится. Кроме того, вопрос о выходе Турции из НАТО не ставился. Это говорит о том, что Турция остается союзником США и НАТО.

Что в таком случаю ожидают российско-турецкие отношения?

Я уверен, что русским хорошо известно, какую игру с ним играет Турция, но сейчас они в такой изоляции, что хотят показать, будто мировые лидеры с ними сотрудничают, поэтому формально эта игра будет продолжаться. Есть вопрос Крыма, по которому Турция продолжает настаивать на том, что никогда не признает Крым частью России. О каких российско-турецких отношениях в таких условиях можно говорить?

Зачем тогда США сначала позволяли себе жесткие заявления в адрес Турции и грозили санкциями?

Мне кажется, санкции исключаются. Полагаю, их не будет, потому что, во-первых, они будут бесплодными, а во-вторых, настоящие союзники не применяют друг против друга санкций. США воздержаться от санкций и потому, что турки всегда обладали имперским мышлением, и когда с ними говорят с позиций силы, они отвечают так же.

Как может турецко-американское и турецко-российское сближение сказаться на нашем регионе?

На первый взгляд турецко-американское и турецко-российское сближение может произойти одновременно, но поскольку Турция остается членом НАТО, российско-турецкие отношения не могут считаться сближением, во-всяком случае, стратегическим. Поэтому, думаю, перемен в регионе не будет, если, не дай Бог, отношения США и Ирана не выльются в военное столкновение. Это действительно коренным образом изменит ситуацию, потому что нам не выгодно закрытие границы но при открытых границах возможен поток беженцев, в том числе, азербайджанцев.

Такой сценарий возможен?

Я не думаю, что дело дойдет до полномасштабной войны, но американские авиаудары по Ирану не исключаю.

Позиции Эрдогана в Турции на последних выборах ослабли. Может ли он утерять власть, и как это скажется на перспективах армяно-турецких отношений?

Я не думаю, что партия Эрдогана так скоро уступит позиции, во всяком случае, не на предстоящих выборах. Может, потом, если рейтинг Эрдогана будет падать.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button