ЗанимательноеИнтересные факты

Армяно Понтийское Царство Митридата, потомка Ахеменидов. царь Митридат VI Евпатора. ,,Тайна царя Боспора,,

Предки Митридата VI

[Затем Митридат сказал], что если он вздумает считаться знатностью с римскими царями, то окажется славнее этого скопища бродяг; что среди предков со стороны отца он может назвать Кира и Дария, основателей Персидского государства, а со стороны матери он происходит от Александра Великого и Селевка Никатора, основателей Македонской державы[4].

Митридат родился в городе Синопа[5], расположенном на побережье Чёрного моря и принадлежавшем Понтийскому царству. Являлся первенцем Лаодики VI и понтийского царя Митридата V Эвергета (правил в 150—117 г. до н. э.).

Дед Митридата VI — Антиох IV Эпифан

Предками Митридата Евпатора были представители знатнейших македонских и персидских родов:

  • Лаодика VI была дочерью правителя государства Селевкидов Антиоха IV и его родной сестры Лаодики IV из греко-македонской династии Селевкидов, основатель которой Селевк I Никатор был одним из полководцев и диадоховАлександра Македонского.
  • Митридат V Эвергет был наследником царя Понта Фарнака I и его кузиныНисы. Основателем династии понтийских царей был Митридат I Ктист — родственник персидского царя Дария III[6], от которого происходило шесть поколений понтийских царей (Плутархупоминает о восьми правителях эллинистического Понта[7]). В свою очередь, Дарий III вел свой род от Отана (участника убийства царя Гауматы), чьи наследники долгое время были сатрапами Каппадокии. Таким образом, понтийские цари имели обоснованное право считать себя преемниками как Ахеменидов, так и Отанидов[8].

Воспитание

Воспитанием царевича руководила его мать Лаодика VI, и согласно обычаям он обучался вместе с персами и греками. Во время учёбы он показал свою высокоодарённость, превзойдя остальных в изучении греческой письменности, культуры и религии[9]. Помимо этого он с большим удовольствием занимался воинскими упражнениями, верховой ездой и охотой на диких зверей, входившими в обязательную программу обучения представителей знатных персидских родов[10].

Обретение престола

Будущее величие Митридата предсказывали даже небесные знамения. Ибо и в тот год, когда он родился, и в тот год, как начал царствовать, в течение семидесяти дней была видна комета, которая светила так ярко, что, казалось, будто все небо пылает огнём. По величине она занимала четвертую часть неба, а блеском своим затмевала солнечный свет, между восходом её и заходом проходило четыре часа[11].

Митридат V был отравлен в 120 году до нашей эры в городе Синопа[12]. Покойный передал своё царство под совместное правление Лаодики VI, Митридата и его младшего брата Митридата Хреста. Сыновья не достигли совершеннолетия, и в качестве регента страной управляла их мать[13]. Регентство Лаодики длилось с 120 по 113 год и было отмечено интригами против Евпатора и возвышением Хреста.

Старший сын Эвергета не зря опасался за свою жизнь, так как убийство царственных родственников было привычным делом в эллинистических государствах. Правительница Сирии Клеопатра Тея убила своего мужа, после чего правила страной от имени родных детей. Это не помешало ей убить старшего сына Селевка V(заявившего о праве на престол), и попытаться отравить младшего — Антиоха VIII Грипа. А вдова царя Каппадокии Ариарата Филопатора Ниса ради продления собственной власти убила своих пятерых сыновей[9].

Опасаясь за свою жизнь, старший сын Эвергета бежал в Малую Армению, чей правитель Антипатр принял его под своё покровительство и в итоге завещал собственные владения. Между 116—113 годами до н. э. Митридат вернулся в Понт, и был провозглашён царём. Он пощадил свою мать и брата, и сохранил им жизнь. Лаодика VI умерла в тюрьме или по естественным причинам, или была убита по приказу сына. Хрест в 113 году был убит за участие в заговоре против правящего родственника. После их смерти Евпатор устроил торжественные похороны[14].

По персидским обычаям Митридат женился на своей юной сестре Лаодике[15], тем самым сохраняя чистоту правящей династии. В свою очередь супруга являлась соправителем, и получала возможность защитить права законных детей царя.

Расширение владений

Борьба со скифами

Боспорское царство

Из союзного Херсонеса Митридат получил мольбу о помощи в борьбе со скифами, так как имевшийся понтийский отряд не мог их одолеть. Царь отправил туда своего полководца Диофанта с 6 тысячами воинов. Высадившись на побережье, понтийцы смогли разбить 50-тысячное войско роксоланов, бывших союзниками скифского царя Палака. После этого были подчинены племена тавров, а на их владениях была заложена крепость Евпаторий[16].

После этого Диофант отплыл в соседнее Боспорское царство для переговоров с царём Перисадом V. Вернувшись в Херсонес, полководец весной 111 года смог захватить несколько скифских городов, включая их столицу Неаполь Скифский. Причиной этого стали претензии братьев Палака на престол и отказ Боспора следовать союзному договору. После этого понтийский генерал вернулся на родину, а Херсонес и Ольвия признали власть Митридата[17].

Последний Спартокид

Выросший при дворе Парисада Диофант имел большое влияние на Боспоре, и с его помощью было достигнуто соглашение о наследовании царства Евпатором. Но этим была недовольна скифская аристократия во главе со Савмаком, который убил боспорского государя. Мятежников поддержала только западная часть царства, а восточная сохранила верность Митридату. Диофанту пришлось уплыть из Пантикапея в Херсонес, а заручившись поддержкой горожан — отправиться на Понт[18].

Весной 108 года войско понтийского стратега выступило из Херсонеса, и к началу 107 года до н. э. освободило Феодосию и Пантикапей. Савмак был пленён и отправлен на материк, со скифскими вождями были заключены союзные договоры, а в крепостях разместились понтийские гарнизоны[19].

Присоединение Колхиды

Колхида (зелёный цвет) в 600—150 году до н. э.

Греческий мир уже давно был знаком с Колхидой, дорогами которой возвращались домой участники похода десяти тысяч. Да и понтийцы со второй половины IV века до н. э. торговали с жителями этой страны. К I веку до н. э. Колхида являла собой раздробленное государство без централизованного управления. На побережье располагались античные города, а оставшиеся владения были разделены на скиптухии, номинально подчинявшиеся колхскому царю[20].

Получив под свою власть Малую Армению, Евпатор направил в Колхиду собственные войска, которые заняли долину Фасиса. Там находилась столица царства, и подчинив её, Митридат объявил себя наследником колхских правителей и персидских сатрапов, тем самым присоединив племена к югу от Фасиса. На севере от Фасиса жили местные цари из династии Аэтидов, и в борьбе с ними Митридат использовал как военную силу, так и подкуп[21].

В итоге страна была покорена между 105—90 годами и преобразована в сатрапию. Во главе её был поставлен сын понтийского царя Аркафий, управлявший ей до начала 80-х годов до н. э. На территории Колхиды размещались гарнизоны, а греческие города вошли в состав Понта в качестве самостоятельных единиц, получив право выпускать собственную медную монету.

Страбон сообщает следующее:

Митридат Евпатор стал владыкой Колхиды и всех этих стран, уступленных ему Антипатром, сыном Сисиды. Митридат проявлял столь большую заботу об этих областях, что построил там 75 укреплений, где и хранил большую часть своих сокровищ.

— Страбон. «География» Книга XII. Глава III

Азиатские дела

Области античной Малой Азии

Предыстория

К началу правления Митридата Евпатора, Римская республика имела большое влияние на всю Малую Азию. Борьба с Селевкидами позволила ей заручиться поддержкой местных государств, особо тесно с Римом сотрудничали Пергамское царство и Вифиния.

Весной 133 года до н. э. умер бездетный царь Пергама Аттал III, завещавший свою родину Риму. С этим не согласился его незаконнорождённый сын Аристоник, организовавший мощный мятеж. В его подавлении участвовали как римские войска, так и воины соседних царств. За помощь в подавлении восстания их правители получили хорошие дары: понтийский царь Митридат V Эвергет овладел Великой Фригией, сыновья правителя Каппадокии Ариарата получили Ликаониюи часть Киликии, а Вифинии досталась часть Фригии. На оставшейся части Пергама была создана римская провинция Азия, к которой была добавлена отторгнутая от Родоса Кария[23].

Убийство Митридата Эвергета вызвало разговоры о выгоде этого события Вечному городу. Вдова царя Лаодика в 120/119 году до н. э. отказалась от контроля над Великой Фригией, которую римляне сделали свободной, но в 116 году демонстративно присоединили к своим владениям[24]. С этого момента римские и италийские ростовщики ещё более активно начали прибирать к своим рукам экономику Малой Азии, вызывая ненависть местного населения[20]. Таким образом, Митридат VI не мог равнодушно взирать на ситуацию в этом регионе.

Альянс с Вифинией

Так как Митридат уже считал себя равным по величию с народом римским, то он дал гордый ответ: ему досталось на долю царство, на которое имел наследственные права его отец; он удивляется, почему оспаривают у него то, чего у отца его не оспаривали. Не испугавшись угроз, он захватывает ещё и Галатию.Так как Никомед не мог сослаться ни на какое право, он ответил, что возвратит законному царю. А затем он меняет имя своего сына на имя Пилемена, которое носили пафлагонские цари, и под предлогом, что он якобы вернул царство отпрыску пафлагонского царского рода, удерживает Пафлагонию за собой на основании этого ложного имени. Так послы вернулись в Рим, став жертвой издевательства[11].

В 109—108 гг. Митридат вместе с несколькими друзьями отправился в тайную поездку по Пафлагонии, Вифинии и римской провинции Азия. Так он смог получить данные о состоянии дел в этих областях, а также заручиться поддержкой части местных элит[25]. Помимо этого был заключён альянс с правителем Вифинии Никомедом III. Вернувшись домой, Дионис смог раскрыть заговор, составленный его женой Лаодикой. За это она была казнена[26].

После этого Дионис повелел организовать воинские учения, и в 106/105 году войска Понта и Вифинии захватили Пафлагонию. Местный царский род недавно прекратился, а местные династы (правители, подчинявшиеся царю, и обладавшие военной и гражданской властью в предоставленной области[27]) не смогли оказать серьёзного сопротивления. Страна была разделена следующим образом: к Понту отходило побережье до Гераклеи Понтийской и долина реки Амний, а Вифиния получала внутренние районы[28].

Местное население просило Рим оказать давление на оккупантов. Его послы прибыли ко дворам обоих правителей, но Митридат и Никомед не желали отказываться от захваченных земель. Впрочем, Рим был занят войнами с кимврами, и не отреагировал серьёзным образом на политические изменения на востоке[29].

Каппадокийский трон

Бюст Гая Мария

До походов Александра Македонского Каппадокия и Понт входили в единую сатрапию, и связи между ними всегда были крепки. Основатель понтийской династии Митридат Ксист первоначально владел частью Каппадокии, и эта область издавна интересовала его преемников. Местный царь Ариарат VI в 116 году был убит магнатом Гордием, союзником Митридата Евпатора[30].

Страной от имени малолетнего сына покойного Ариарата VII стала править его вдова — сестра Митридата Лаодика[31]. Однако в 103/102 гг. произошло вторжение вифинских войск. Евпатор направил на помощь своей родственнице войско, но она отказалась от этого дара, выйдя замуж за Никомеда. Судя по всему, правительница опасалась своего жестокого родственника, который мог полностью избавиться от царской династии Каппадокии, и присоединить её к своим владениям. Однако Дионис заявил о намерении защитить права Ариарата VII, и понтийцы быстро очистили страну от интервентов[32].

После этого понтийский владыка попросил племянника вернуть в страну Гордия, а услышав отказ — начал войну. Евпатор собрал большое войско: 80 000 пехотинцев, 10 000 всадников и 600 серпоносных колесниц, но и у Ариарата была неменьшая армия. Тогда царь решил хитростью выиграть войну:

«Он склонил юношу на переговоры [и явился на них], спрятав под одеждой кинжал. По царскому обычаю Ариарат послал к Митридату человека, который должен был его обыскать. Когда этот человек стал особенно тщательно ощупывать у Митридата нижнюю часть живота, Митридат сказал, что боится, как бы обыскивающий не нашел там кинжала совсем другого рода, чем тот, какой он ищет. Так, прикрыв коварство шуткой, Митридат отозвал Ариарата в сторону от его друзей, как будто желая что-то сообщить ему тайно, и убил на глазах и своего и его войска[4].»

После этого каппадокийцы отказались от сопротивления. Управлять страной в 100 году до н. э. был поставлен сын Митридата — Ариарат IX Евсевий, а регентом стал Гордий. Понтийские наместники принялись усиленно обирать население новой области, чем вызвали восстание. Народ призвал на трон брата Ариарата VII — Ариарата VIII. Тому удалось на время изгнать понтийцев, но позже бежал из страны и умер от болезни[33].

Никомед отправил в Рим Лаодику, которая говорила о наличии ещё одного сына от брака с Ариаратом VI. А Дионис утверждал, что Ариарат IX — сын царя Каппадокии Ариарата V[34]. В это время Дионис встретился с бывшим римским консулом Гаем Марием, который сказал царю: «Либо постарайся накопить больше сил, чем у римлян, либо молчи и делай, что тебе приказывают[35]».

Сенат выпустил специальное постановление, по которому земли Пафлагонии и Каппадокии должны были быть оставлены вифинцами и понтийцами. Местное население получало свободу, но каппадокийцы в 96 г. до н. э. провели выборы нового царя. Несмотря на участие Гордия, в них победил Ариобарзан I, придерживавшийся проримской политики[36].

В 94 году до н. э. Митридат смог заключить союз с правителем Армении Тиграном II, выдав за него свою дочь Клеопатру. После этого он попросил союзника вернуть престол Каппадокии своему сыну Ариарату, на что получил согласие. Войско под руководством Гордия быстро изгнало ставленника римлян, но римский полководец Сулла смог вернуть престол Ариобарзану. Митридат решил не оказывать сопротивления представителям Вечного города[37].

Вифинская смута

В 94 году до н. э. неожиданно скончался царь Вифинии Никомед III, оставивший двух незаконнорождённых детей: Никомеда IV и Сократа. Новым правителем стал первый из них, и вскоре после этого погибла жена покойного Лаодика и его сестра. Филопатор женился на дочери Ариарата VI и Лаодики Нисе, которая смогла настроить супруга против Сократа, и тот бежал на Понт, где получил прозвище Хрест (ДобрыйБлагой)[38].

Покровитель политического беженца не остался в долгу: на Филопатора было совершено покушение, но наёмный убийца Александр не смог выполнить поставленную задачу[39]. Сократ отправил в Рим послов, которые объявили о его правах на престол Вифинии, но эта затея не увенчалась успехом, а с речью в защиту Никомеда выступил сенатор Квинт Гортензий Гортал. После этого Сократ оказался в родном городе Кизик, где убил собственную сестру. Вызвав недовольство горожан, он возвратился в Понтийское царство, избежав пленения воинами Никомеда.

В 91 году до н. э. Евпатор предоставил изгнаннику деньги и войска, и тот смог изгнать своего сводного брата. Одновременно войска Митридата и Тиграна вторглись в Каппадокию и снова изгнали оттуда Ариобарзана. Свергнутые правители предстали перед Сенатом, который постановил консуляру Манию Аквилию и наместнику провинции Азия Луцию Кассию оказать военную помощь государям. Митридату было предписано оказать содействие, но он отказался, напомнив об отнятых у Понта Фригии и Каппадокии[40]. Но вскоре он изменил своё решение: Сократ был убит, а римские послы могли отправиться в Понт, дабы убедиться в мирных намерениях его царя.

Вифиния и Каппадокия были возвращены прежним хозяевам римским оружием, хотя пришлось также использовать галатов и фригийцев. Несмотря на восстановление статуса-кво, сложившееся положение дел не устраивало ни Митридата, ни Рим[41].

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button