Армяне оставили за собой в Турции огромное наследие. И не только культурное, но и вполне материальное. Армянские драгоценности и золото до сих пор будоражит умы как богатых, так и бедных жителей страны, надеющихся найти огромный клад на армянских руинах. Во время Геноцида губернатор одного из вилайетов награбил 40 ящиков с золотом и серебром. Потом он правда покончил с собой, так как не хотел отдавать богатство правительству, но побоявшись наказания.
Поиск утерянных драгоценностей в Турции называется “дефинечилик”. Этим чаще всего занимаются местные курды, особенно на территории Мушской равнины. Крайне бедный регион с экономической точки зрения, где сельская молодёжь вынуждена искать мизерный заработок в то же время является одним из древних очагов армянского народа, а значит сокровищ здесь будет много. Официально государство запрещает копать культурное наследие, но здесь выработались механизмы обхода нарушения, как и сама власть закрывает на это глаза.
“Дефинечилик” стал местной “теневой экономикой”. На нём неплохо зарабатывают, например, производители металлоискателей. Хороший и качественный детектор золота стоит 20000 евро, но люди готовы раскошелиться ради будущего богатства. Несколько лет назад в Турции был скандал, когда один из производителей металлоискателей в эфире ТВ рекомендовал использовать его продукт для выкапывания армянского и греческого золота.
В то же время, поиск армянского золота не мог не вызывать у местных определённые исторические мотивы. В официальных заявлениях период до Геноцида считается веком расцвета Османской империи и её могущества. Кемалисты вспоминают этот период, как могущественное становление республики. Ни там, ни там нету армян. Но здесь у курдов есть своя трактовка: они время жизни армянского народа воспринимают, как время богатства и изобилия. У армян были огромные огороды и пашни, виноградники и винные заводы. Армяне делали прекрасные украшения и обработку металла. Старые курды говорят, что по глиняным трубам армян в долину текли виноградный сок и молоко.
Для ныне бедных и угнетаемых властями курдов эти времена кажутся раем.
Армянское золото у местных облекается в особую ауру и магию. Ведь это наследие погибших и измученных душ, оставившее немой след об их существовании. Некоторые курды, в основном, из сочувствующих армянам, рассказывают о том, как им снятся призраки по ночам. Большинство же спокойно занимаются вскапыванием армянских реликвий.
В то же время, многими считается, что армяне обладают магией и навели проклятия на своё золото. Этим часто объясняют те инциденты, которые случаются на почве кладоискательства: кто-то проваливается в свою яму, кто-то, копая свой же дом, обваливает его вместе с собой, кто-то убивает близких ради сокровища, кто-то лишается всего из-за покупки дорого оборудования. Эти, казалось бы, логичные последствия тут облекаются в форму армянской магии. Аналоги “проклятым кладам” можно встретить по всему миру, только там речь идёт о давно исчезнувших народах, вроде египтян или индейцев.
Несмотря на это, как уже было сказано выше, многие продолжают процесс материального обогащения. Ведь остановится очень трудно после первого удачного вскапывания. И здесь сакральные свойства уходят на второй план. Статуэтка Девы Марии отправится на рынок, где будет продана или переплавлена. А армянское наследие и так было уничтожено и развеяно. Но даже это не останавливает колоссальное влияние Геноцида на психологию местных, заставляя их иногда побаиваться того наследия, которое им не принадлежало.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
обломятся курды и тюрки… Наши предки золото откроют только армянам. Время близко…